Источник статьи https://zwelik1.livejournal.com/13396.html
Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками... Задача взрослых в этом занятии — дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ, обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся! Но, чтобы с чем-то играть и знакомится, надо:
1. Чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен, красив, дышал и переливался.
2. Чтобы кисточка была «по руке», была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, ШИРОКИЕ, номер 20-22. Да, да! Никаких беличьих и остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, чтобы почувствовать краску!
3. Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вообще, в большом количестве красок можно голову потерять... В стандартных коробках их СЛИШКОМ МНОГО, и в них нет там никакого ясного порядка - случайный набор цветов.
1. Чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен, красив, дышал и переливался.
2. Чтобы кисточка была «по руке», была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, ШИРОКИЕ, номер 20-22. Да, да! Никаких беличьих и остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, чтобы почувствовать краску!
3. Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вообще, в большом количестве красок можно голову потерять... В стандартных коробках их СЛИШКОМ МНОГО, и в них нет там никакого ясного порядка - случайный набор цветов.
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ для живописи. Это подменные, третьесортные эрзацы, которыми и мастер ничего толком сделать не сможет. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток - от настоящего. Гвоздя им не забьешь.
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор не пригоден, это - фальшивка, сделанная по принципу - «идиоту все сойдет, а ребенок - идиот».
«Вы не правы!» - закричит иная мама. «Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня - всё! Я уважаю его, как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь! А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику - не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!»
Бедная мама... Она не видит в своем ребенке того, что ему, КАК РЕБЕНКУ, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться, и приносить дорогие жертвы. А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам, но и не эрзац-материалы, а ТО, ЧТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРЫ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Ему хотелось бы поиграть в цвет, а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему «прививают навыки и умения» - исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в «занимательной» форме, конечно - во все «занятия», вместо того,чтобы позволить получить ПОЛНОЦЕННЫЙ опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и «прививкам».
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться - порадоваться, тому, что получилось...
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор не пригоден, это - фальшивка, сделанная по принципу - «идиоту все сойдет, а ребенок - идиот».
«Вы не правы!» - закричит иная мама. «Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня - всё! Я уважаю его, как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь! А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику - не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!»
Бедная мама... Она не видит в своем ребенке того, что ему, КАК РЕБЕНКУ, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться, и приносить дорогие жертвы. А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам, но и не эрзац-материалы, а ТО, ЧТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРЫ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Ему хотелось бы поиграть в цвет, а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему «прививают навыки и умения» - исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в «занимательной» форме, конечно - во все «занятия», вместо того,чтобы позволить получить ПОЛНОЦЕННЫЙ опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и «прививкам».
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться - порадоваться, тому, что получилось...
Или покрасить оттенками акварели лист бумаги, а потом свернуть из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузиться в это волшебство цвета, рассказывая сказку на ночь...
Ему купили скрипку Страдивари, но сможет ли он на ней играть? А нужен-то был всего лишь набор из красок из трех-шести колокольчиков, но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций…
Вы ведь знаете:
— сухой лист бумаги в предлагаемых «альбомах для рисования» сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, бумаги, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
(Цитирую из переписки мам: «Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось, нажимает как на карандаш, а ведь надо не нажимать кисточкой, а ручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой :-) Все это развивает ребенка...» Только не развивает его, а мама сидит рядом и напрягает: «Не ширкай железкой, не дави, неправильно делаешь, держи руку на весу...»
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент — упругую щетинную плоскую кисть, шириной 20-22 мм, — чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет.
Рисующему хочется порадоваться цвету, а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета. (Небо, вода... Они-то и есть самые красивые... Так хочется яркого, сочного! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени...) Но тут совсем беда: на мягкую кисточку из красок- «таблеток», жестких, - цвет или никак не наберешь, или, наоборот, когда краски размокнут, попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает: то слишком сухая, и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь, и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка — грязь, гадость...
«Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!» — говорит внутренний голос. Но вас обманули. Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили...
Материалы, которые обычно покупают детям, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, или последнего — т.е. второго — сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ великим МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, предусмотрительности на каждом шагу...
ЧЕГО НЕ НАДО ХОТЕТЬ ОТ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НИХ ВЗРОСЛЫЕ
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет: «ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?» —спрашивают они. Можно ответить: «Я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще, и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно». Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая — гуашь.Такая подготовка «кухни» цвета. Такая «кухня» цвета дает «распробовать», и подняться над штампованым бескультурием «елочек» и «цветочков» гос.садика и «уроков рисования» начальной школы. Насаждается ложный метод, так называемое «рисование» — малевание условными формами и шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись — это не раскрашенные в «НУЖНЫЕ» цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это «обучение» не имеет. Основа этой «образовательной» деятельности — сбор средств с родителей за временную сдачу детей на пребывание в кружках. А на деле — дрессировка и натаскивание на стандарт, убивающая собственную фантазию и творчество, веру в себя.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: «Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ». И навсегда отложили краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. Им предстояло жить с этим обманом..
Мне возразят, скажут - в студиях есть результаты! КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так «учили-мучили», как у нас!
Учили С РУК, и сначала ученик просто ТЕР КРАСКИ, разводил и пробовал их наносить, подобно тому, как это делают дети на фото внизу.
Ему купили скрипку Страдивари, но сможет ли он на ней играть? А нужен-то был всего лишь набор из красок из трех-шести колокольчиков, но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций…
Вы ведь знаете:
— сухой лист бумаги в предлагаемых «альбомах для рисования» сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, бумаги, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
(Цитирую из переписки мам: «Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось, нажимает как на карандаш, а ведь надо не нажимать кисточкой, а ручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой :-) Все это развивает ребенка...» Только не развивает его, а мама сидит рядом и напрягает: «Не ширкай железкой, не дави, неправильно делаешь, держи руку на весу...»
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент — упругую щетинную плоскую кисть, шириной 20-22 мм, — чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет.
Рисующему хочется порадоваться цвету, а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета. (Небо, вода... Они-то и есть самые красивые... Так хочется яркого, сочного! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени...) Но тут совсем беда: на мягкую кисточку из красок- «таблеток», жестких, - цвет или никак не наберешь, или, наоборот, когда краски размокнут, попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает: то слишком сухая, и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь, и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка — грязь, гадость...
«Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!» — говорит внутренний голос. Но вас обманули. Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили...
Материалы, которые обычно покупают детям, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, или последнего — т.е. второго — сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ великим МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, предусмотрительности на каждом шагу...
ЧЕГО НЕ НАДО ХОТЕТЬ ОТ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НИХ ВЗРОСЛЫЕ
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет: «ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?» —спрашивают они. Можно ответить: «Я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще, и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно». Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая — гуашь.Такая подготовка «кухни» цвета. Такая «кухня» цвета дает «распробовать», и подняться над штампованым бескультурием «елочек» и «цветочков» гос.садика и «уроков рисования» начальной школы. Насаждается ложный метод, так называемое «рисование» — малевание условными формами и шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись — это не раскрашенные в «НУЖНЫЕ» цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это «обучение» не имеет. Основа этой «образовательной» деятельности — сбор средств с родителей за временную сдачу детей на пребывание в кружках. А на деле — дрессировка и натаскивание на стандарт, убивающая собственную фантазию и творчество, веру в себя.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: «Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ». И навсегда отложили краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. Им предстояло жить с этим обманом..
Мне возразят, скажут - в студиях есть результаты! КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так «учили-мучили», как у нас!
Учили С РУК, и сначала ученик просто ТЕР КРАСКИ, разводил и пробовал их наносить, подобно тому, как это делают дети на фото внизу.
Ученик вначале просто знакомился с красками, встречался с цветом и — волей-неволей, растирая краски, нанося фоны — играл с ним. Сотни живописцев взросло в этих школах, тысячи картин вышло из их рук... Только загляните на сайты Италии - все в ней дышит живописью... Стены, мебель, ковры... Картины, краски везде.
Ребенку вначале нужны податливые материалы — как молоко, а еще не твердая пища младенцу. Податливая, но не до такой степени, чтобы «уносить его мозг». Податливость, позволяющая осмысленно играть материалом, а не бороться с ним! Играть, постепенно им овладевая! И нужен пример взрослого, который поможет организовать КУХНЮ, на которой готовится театр цветов.
Посмотрите здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=-7DCDtGp2r4&feature=youtu.be часть 1
https://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-uQE&feature=youtu.be часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmdiw&feature=youtu.be часть 3
Влажный лист, приготовленный к работе, ровно накатанный на столе, охотно принимающий на себя яркие, но не кричащие, прозрачно-играющие полужидкие, заранее разведенные акварельные краски, играющие плотностью и прозрачностью тона...
Совершенно противоречит этой полноценной встрече с цветом, когда задаются сюжеты, ставятся постоянно вопросы о предметах (А что ты тут нарисовал?!). С другой стороны, если предлагаются жесткие, непрозрачные, кроющие, резко-формообразующие материалы - гуашь, акрил.. Или фломастеры - кричащие цвета, острые линии, резкие пятна.
Посмотрите, наверняка вам знакомы примеры этого студийного и детсадовского «высокого творчества». Почувствуйте разницу.
Ребенку вначале нужны податливые материалы — как молоко, а еще не твердая пища младенцу. Податливая, но не до такой степени, чтобы «уносить его мозг». Податливость, позволяющая осмысленно играть материалом, а не бороться с ним! Играть, постепенно им овладевая! И нужен пример взрослого, который поможет организовать КУХНЮ, на которой готовится театр цветов.
Посмотрите здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=-7DCDtGp2r4&feature=youtu.be часть 1
https://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-uQE&feature=youtu.be часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmdiw&feature=youtu.be часть 3
Влажный лист, приготовленный к работе, ровно накатанный на столе, охотно принимающий на себя яркие, но не кричащие, прозрачно-играющие полужидкие, заранее разведенные акварельные краски, играющие плотностью и прозрачностью тона...
Совершенно противоречит этой полноценной встрече с цветом, когда задаются сюжеты, ставятся постоянно вопросы о предметах (А что ты тут нарисовал?!). С другой стороны, если предлагаются жесткие, непрозрачные, кроющие, резко-формообразующие материалы - гуашь, акрил.. Или фломастеры - кричащие цвета, острые линии, резкие пятна.
Посмотрите, наверняка вам знакомы примеры этого студийного и детсадовского «высокого творчества». Почувствуйте разницу.
А вот и образцы для подражания, от мудрых педагогов. Первый — из руководства для дет.сада. Богатство фантазии поражает. Квадратная голова детям гарантирована.
СТОРОННИКИ «СВОБОДЫ ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ»
В чем же дело? Может, не надо тогда усложнять, вводить какие-то процедуры? Как это делают в некоторых студиях, просто дадим краски, а еще лучше - ведра с краской, пусть поливаются, мажутся... По-американски: «Да здравствует, дескать, свобода творчества!» Пусть и знакомятся, мажут - обои, себя, старую машину... Только это не свобода. И не игра. Это, как теперь говорят, — «вынос мозга».
Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на кухню и, распахнув шкафы, говорите: «Вот мука, зерно, макароны, яйца, тесто. Знакомься со всем этим, и начинай - пеки пироги, торты, вари себе суп и кушай на здоровье! Твори, проявляй свою детскую фантазию!» А потом разворачиваетесь и уходите заниматься своими делами. Не страшно?
Но именно так поступают сторонники «свободы» с цветами! Они ОТСТРАНЯЮТСЯ.
На самом деле этим «светочам свободы детской фантазии» просто нечего дать детям, кроме наркоза отлетного головокружения, то что называется «оторваться по полной». Они так же, как и сторонники квадратно-гнездового обучения, ничего не знают о том, что нужно ребенку. Они судят «от своего пупка», как и те, которые делают академиков в коротких штанишках. Ни тем, ни другим не приходит в голову, что надо исследовать не свои позывы и потуги из детей сделать что-то, что хочется ИМ, а смотреть и изучать ПРИРОДУ РЕБЕНКА. Да и зачем её изучать, если, создав маркетинговый ход и моду, можно спокойно крутить свой «педагогический лохотрон».
Природа страдает с двух сторон - как от хаоса, так и от казармы. Причина - её незнание, суждение по себе «что мне хорошо, то и ребенку нужно». Незнание природы детства родителями и педагогом, проталкивающем либо свой доход через шоу-развлекательный бизнес, либо вставляющий «перпендикулярные палочки» шаблонов в головы детей.
Гуашь, столь любимая всеми «творческими детскими мастерскими» (подробно о причинах этой «любви» - ниже). Материал густой, плотный, кроющий. Цвет — константный, при разведении его водой почти не дает разницы: локален, без переливов, в отличие от акварели, почти не поддается изменению прозрачности.
Высветление тонов по технологии достигается не водой, а с помощью добавления белил, смешения с ними на палитре, что требует практики и продуманного расчета, недоступного маленькому ребенку. На листе образует сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру, тем самым провоцируя обводку и границы, «душащие» движение цвета.
Материал по своему предназначению - ДЕКОРАТИВНЫЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ. Подчеркиваю, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, т.е. подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ, РАСЧЕТ, ПЛАН РАБОТЫ, ЭСКИЗ - ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ КОМПОЗИЦИЮ, изрядную сноровку в работе. Все это никак не возможно требовать от детей, от начинающих. Работая с этим материалом, ребенок не получает полноценного переживания, освобождения ЦВЕТА из КРАСКИ (цвет гуаши всегда остается густ, он выкрашивает предметы, приучая детей «раскрашивать»: чайник — чайниковым, дерево — деревянным; склоняет постоянно к шаблону, остающемуся затем на всю жизнь: дерево должно быть зеленым, вода - синей. Цвет в гуаши не дышит и не парит над листом, он МАТЕРИАЛИСТИЧЕН. Эти шаблоны восприятия впоследствии буквально ослепляют человека, он не видит — буквально не видит — в траве другие оттенки, кроме зеленого, в небе - кроме синего. Все эти гуашевые работы вызывают ощущение какого-то «спертого воздуха», в них как будто начинаешь задыхаться, как будто дышишь чем-то застоявшимся, затхлым.
Импровизация гуашью затруднена из-за изрядного сопротивления этого материала. Можно сказать, материал «молчалив» - он внутренне пассивен, что хорошо для исполнителя по задуманному эскизу, но плохо для всматривания, для поиска разнообразия восприятия. Для меня гуашь по сравнению с акварелью - как кубик Рубика из анекдота: «Для высшего командного состава: Все грани зеленые и неподвижные». А ребенку от цвета нужно получить разнообразие, игру консистенций и оттенков, чтобы ИГРАТЬ и переживать его игру и переливы, ДЫШАТЬ его движениями...
Фломастеры цветные. Опять же, материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки.
Как правило, они кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета. И то, и другое не соответствует конституции маленького ребенка.
Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений, как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который уже невозможно (Я боюсь ошибиться... У меня не получается... Я не умею.)
Инструмент почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии, что приводит к характерному «черканию» и жестко-судорожному «клешневому» захвату фломастера не кончиками пальцев, а всей кистью руки, с сильным однообразным её напряжением, что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть ребенка, приучает к напряженности, которая перетекает в душевное переживание процесса рисования. («Рисовать — это ТРУД», — говорит тело душе.)
Попробуйте писать шариковой ручкой на листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно также устроен механизм зажима руки при работе фломастером. В последствии дети так же начинают писать в школе, зажав ручку, как рак клешней.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Самые главные пыточные инструменты «урока рисования», способные
полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и
НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее — набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой МЯГКОЙ кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
Фломастеры цветные. Опять же, материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки.
Как правило, они кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета. И то, и другое не соответствует конституции маленького ребенка.
Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений, как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который уже невозможно (Я боюсь ошибиться... У меня не получается... Я не умею.)
Инструмент почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии, что приводит к характерному «черканию» и жестко-судорожному «клешневому» захвату фломастера не кончиками пальцев, а всей кистью руки, с сильным однообразным её напряжением, что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть ребенка, приучает к напряженности, которая перетекает в душевное переживание процесса рисования. («Рисовать — это ТРУД», — говорит тело душе.)
Попробуйте писать шариковой ручкой на листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно также устроен механизм зажима руки при работе фломастером. В последствии дети так же начинают писать в школе, зажав ручку, как рак клешней.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Самые главные пыточные инструменты «урока рисования», способные
полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и
НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее — набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой МЯГКОЙ кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.