Центр целостного развития человека
MercurySmolensky@yandex.ru
+7 (920) 312-33-53
Смоленск, 2я Краснинская, 7/1
Статьи

Здоровое проживание дошкольного детства и как этому способствует вальдорфский детский сад

Семь лет – это тот момент в жизни ребёнка, когда он должен вступить в пору ученичества (а не формального школярства). Поэтому первое семилетие может быть рассмотрено с точки зрения того, как оно способствует подготовке к ученичеству. То, что необходимо ребёнку в этот период, радикально отличается от общемирового тренда, в который бессознательно включены миллионы родителей и детей, и который выражается в трёх словах: интеллект, ускоренно и развлекательно.

Если мы говорим о действительной готовности ребёнка к ученичеству, то она предполагает совершенно другие критерии:

  1. Телесная зрелость

Важно, чтобы к семи годам телесность ребёнка была не только качественно сформирована и здорова, но и основательно проработана. Это означает: развитые чувства осязания, жизни, движения и равновесия; умелые, ловкие, хорошо координированные руки и ноги (вплоть до кончиков пальцев); богатый и разнообразный двигательный опыт; настроенный, подобно музыкальному инструменту, артикуляционный аппарат, благоприятствующий рождению полноценных звуков; знание «географии тела» и способность ориентироваться в пространстве.
Как это достигается в вальдорфском детском саду?

Самое главное здесь – возможность у детей много, разнообразно и самостоятельно двигаться. Это достигается за счёт подвижных игр, различных движений в естественной природной среде (лазание по деревьям, ходьба, бег, прыжки по пересечённой местности, и проч.), активному самообслуживанию и подражанию трудовой деятельности взрослых людей в детсадовской разновозрастной группе (приготовление пищи, помощь младшим детям, починка игрушек, и проч.).

2. Умение свободно играть

Для того чтобы быть успешным в «школе учениче ства» необходимо успешно пройти «школу игры». Ребёнок, умеющий свободно играть, т.е. организовывать себя в пространстве и во времени, становится учеником, у которого, как правило, нет проблем с тем, что в школе называют «усидчивостью» и «дисциплинированностью».

Как это достигается в вальдорфском детском саду?

Во-первых, ритм дня предусматривает время для свободной игры, в которую воспитатели никак не вмешиваются. Только при этом условии игра действительно имеет качество «свободной», и, соответственно, способствует воспитанию в детях необходимых затем для ученичества качеств. Во-вторых, обилие разнообразного материала (природный материал, мобильная мебель, ширмы, корзины, разноцветные ткани, и проч.), из которого дети созидают игровое пространство.
3. Развитое (богатое, подвижное, живое) воображение

Если говорить образно, то живое, подвижное воображение является основой, хорошо удобренной почвой для взрастания многих учебных навыков. Причём не только на предметах искусства, где проявление творчества является очевидным. Например, у детей, у которых проблемы с созданием образов, процесс чтения является чисто механическим (а потому мучительным). Но и в математике воображение является столь же необходимым.

Как это достигается в вальдорфском детском саду?

Наряду со свободной игрой, есть ещё два мощных средства для развития воображения – это народные сказки и вальдорфские игрушки. Если народные сказки изначально несут в себе побудительную силу для укрепления силы воображения (в отличие от их современного антипода – экранных картинок мультфильмов и компьютерных «игр»), то игрушки взрослые люди должны делать для детей с полным сознанием и пониманием. Они должны быть произведены таким способом, чтобы их вид побуждал к воображению, давал импульс для созидания ребёнком собственных образов.
4. Безусловное принятие авторитета взрослого человека

Об этом можно сказать другими словами: для того, чтобы взрослым человеком достойно пройти «школу свободы», в детстве необходимо успешно окончить «школу послушания». Хорошая ведóмость даёт возможность ребёнку, сразу входить в существо материала, который даёт ему учитель,

минуя этапы нудного рационального объяснения и интеллектуальных построений (что сейчас господствует в разнообразных дошкольных развивающих группах).

Как это достигается в вальдорфском детском саду?

Отказываясь от авторитарной педагогики, которая уже давно не отвечает требованиям современности, тем не менее, для здорового развития ребёнка крайне важен авторитет взрослого человека. Ребёнку естественно принять авторитет взрослого человека, когда тот действует в повседневной жизни, которую наблюдает и в которой участвует ребёнок, как … взрослый человек. Воспитатель вальдорфского детского сада в присутствии детей демонстрирует свою умелость (в приготовлении пищи, рассказывании сказок, ремонте игрушек, и проч.), чёткое обозначение границ, сопровождение и помощь ребёнку в ситуациях, когда это необходимо.
5. Способность подражать

Вплоть до десятилетнего возраста ребёнок способен осваивать многие вещи быстро и легко, не задействуя при этом сознательные процессы. Богатый опыт подражания создаёт также хорошие предпосылки для развития во второе семилетие сознательной воли, произвольной памяти и области осознанных представ лений.

Как это достигается в вальдорфском детском саду?

В вальдорфском детском саду воспитатели таким образом выстраивают свою деятельность, чтобы у детей была возможность этой деятельности подражать. Диапазон различных занятий с детьми простирается от пальчиковых игр и до работы по ведению хозяйства детсадовской группы. Наряду с воспитателями источником для подражания выступают и другие дети, ведь вальдорфская группа является разновозрастной и младшие многому учатся у старших.
6. Развитая речь

Речь – это один из трёх даров, которые необходимо у ребёнка пробудить и культивировать здоровым образом. В хорошо артикулированной речи очень точно отражается степень зрелости маленького ребёнка, как человеческого существа. Сейчас повсеместно наблюдается серьёзная деградация этой способности.

Как это достигается в вальдорфском детском саду?

Профессиональная подготовка вальдорфского воспитателя подразумевает и работу по развитию собственной речи во всём многообразии её проявления: от образности до качественной артикулированности звуков. Языковой материал, который используют в своей работе воспитатели, включает в себя народные сказки, потешки, считалочки, песенки и проч. Народные тексты содержат множество диалектизмов, архаизмов, которые вносят значимое разнообразие в речевой опыт ребёнка, особенно сейчас на фоне обеднения языка взрослых людей.
Мы приглашаем родителей, бабушек и дедушек на практическое занятие-встречу с вальдорфскими воспитателями. На этом занятии вы познакомьтесь с различными формами игры с дошкольниками, которые можно использовать в воспитании и обучении ваших детей.

Следите за нашими объявлениями.
Детский сад