Источник статьи https://zwelik1.livejournal.com/13665.html
Немного повторюсь, но дополняя:
Фломастеры цветные. Материал, не подходящий для восприятия цвета. Дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, а цвет переживается в пятне, в плоскости.
Как правило, кричаще-яркие цвета бросаются в глаза, еще более притупляя чувство, ослепляя, как электросварка. И то, и другое – и ядовитость оттенков, и жесткий контраст, острота линий, — не соответствует конституции маленького ребенка, и мешают прочувствовать цвет.
При желании все же окрасить плоскость фломастером в один цвет приходится долго штриховать тонкой линией, начинается шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не покрывающие цветом плоскость. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок - мучение, старание не приводящее к результату. Цвет не удается толком пережить, он только «обозначается» - «как бы цвет: вот здесь должен быть как бы красный, вот линии, которые красные, будем считать, что это везде красный». Как бы цвет, как бы рисуем, как бы похоже... Подмена восприятия ложным представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни уже здесь. «Как бы цвет, как бы нарисован» — «типа цвет, типа рисуем, типа готово, типа живем».
Еще одно — резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений, как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно. При этом неизбежно разовьется или страх («Вдруг не получится?»), либо наоборот, наплевательское отношение («А, все равно не получится как надо, так и так сойдет! Тяп-ляп, раз-раз — готово! А кому не нравится, тот сам дурак!»)
Кроме того, фломастер почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии. Это приводит к характерному «чирканию» линиями и «клешневому» (как клешней) жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки, а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, напряженным, судорожным усилием, что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть, также блокируя формирование тонкой моторики руки, а, значит, и мозга. (Еще в советское время было признано, что «тонкая моторика развивает процессы мышления, помогая формированию нервной системы и мозга», если кто не слышал. Потому о роли тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно).
Попробуйте писать шариковой ручкой на тонком листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи от поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно так и устроен механизм зажима руки при рисовании фломастером.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Набор 8-12 сухих акварельных красок в коробочке, в комплекте с тонкой мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
Это самые главные пыточные инструменты «урока рисования», способные полностью отбить охоту к этому занятию, показав тебе полную твою неспособность создать что-то настоящее, красивое и захватывающее, а, значит, полную твою бездарность.
«ТЫ И ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? Ты НЕ УМЕЕШЬ рисовать! А есть ведь – ХУДОЖНИКИ! ТВОРЦЫ И ТАЛАНТЫ. Вот, на стене прекрасные репродукции! Мы украсили для тебя ими кабинет! Вот Рафаэль! Вот Леонардо! Ты так сможешь?! На колени перед гениями!!! А вот там? Наши корифеи - Глазунов! Шилов! Церетели! ЧТО, о ты про него сказал? Ты вообще ничего не можешь, и знаешь, что это так! А критиковать лезешь... Ничего святого нет…» Это схема разделения общества на иерархии при помощи вручения в детстве детям непригодных — слишком взрослых или просто дрянных, — инструментов.
Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором красок и карандашей, который предлагается в школе и в садике? Альбомчик с кисточкой-мышиным хвостом и красочками в пласмассовой коробочке... Только в концлагере, наверное... Это - набор для суперпрофессионала, который умеет играть на балалайке, стоя на голове. А для учебы он непригоден. Да еще и инструкции к нему ложные дают:
— сухой лист в альбоме сразу же коробится при нанесении краски, создает неприятное ощущение. Бумага в альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает. Раскисает до дыр или задирается верхний слой. Если предварительно рисовали карандашом и еще СТИРАЛИ, то совсем худо... Готовый рисунок приклеивается к другому листу, и его потом можно только выкинуть;
— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить пружинящее сопротивление бумаги, основу поверхности: вы как-будто по воздуху скользите над бумагой. При нажиме кисточка быстро размахряется, и дети водят в результате по по бумаге железкой;
— время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости однородного цвета (Небо, вода... Они-то и есть самые красивые... Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени луга...)
Тут совсем беда: на мягкую кисточку из жестких красочных «таблеток» цвет то никак не наберешь, то, наоборот, когда краски в «таблетках» размокнут, куском попадает. И наложить его более-менее равномерно или с красивым переходом никак не удается.
А тут еще лист: или слишком сухой, и при мазке кисти остаются жесткие края, или неровно намочен, и краска ложится неравномерно, пятнами. А если перемочишь, все расплывается на соседние, уже нарисованные части рисунка.
Грязь, гадость...
Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МАТЕРИАЛЫ, ЭРЗАЦЫ.
Да еще и не просто подмена детских материалов, а эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших профессиональную школу.
Они жестки, сухи, сковывают внимание и движение, листы обычно малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости рук, краски (гуашь или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.
Они требуют при использовании знания неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной подготовки.
Если вы пришли учиться играть на пианино, и вам дают для знакомства ящик с нарисованными клавишами, в котором запечатан внутри Стенвей? Вы колотите по ящику, и что-то там красиво погромыхивает внутри… Именно так.
Только сначала вам нужно сделать все самим, не один раз, и научиться
САМИМ ПОЛУЧАТЬ ОТ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ С КРАСКАМИ УДОВОЛЬСТВИЕ.
А не заставлять его получать детей, что часто бывает: «На, милый, насладись новой методикой!»
Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ».
Для начала нужно общение с одним цветом, жидкой краской по мокрому листу (по началу даже исключительно ТОЛЬКО ОДНИМ цветом). Это не бесцельная «творческая» мазня «абстракций», как может показаться со стороны. Хотя в иных студиях, подглядев, как это делают с детьми в вальдорфских садах и школах, стали имитировать такие занятия, превратив их в полную бессмыслицу и смысловую противоположность. Для того, чтобы в этом был смысл, его должен понимать педагог – не просто давать материалы. А ЗНАТЬ, зачем он их дает, нести в себе понимание, настрой, радость от процесса общения с цветом, ИМЕТЬ ЕЕ В СЕБЕ. Остается вопрос - а если ребенок уже ПРИВЫК к БОЛЬШОМУ (и грязному) НАБОРУ красок? К гуаши? Что делать, как познакомить его с цветом? Есть возможность...
Продолжение последует
Здесь можно посмотреть, как готовится материал для занятий с КРАСКАМИ:
https://www.youtube.com/watch?v=-7DCDtGp2r4&feature=youtu.be часть 1
https://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-uQE&feature=youtu.be часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmdiw&feature=youtu.be часть 3
Фломастеры цветные. Материал, не подходящий для восприятия цвета. Дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, а цвет переживается в пятне, в плоскости.
Как правило, кричаще-яркие цвета бросаются в глаза, еще более притупляя чувство, ослепляя, как электросварка. И то, и другое – и ядовитость оттенков, и жесткий контраст, острота линий, — не соответствует конституции маленького ребенка, и мешают прочувствовать цвет.
При желании все же окрасить плоскость фломастером в один цвет приходится долго штриховать тонкой линией, начинается шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не покрывающие цветом плоскость. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок - мучение, старание не приводящее к результату. Цвет не удается толком пережить, он только «обозначается» - «как бы цвет: вот здесь должен быть как бы красный, вот линии, которые красные, будем считать, что это везде красный». Как бы цвет, как бы рисуем, как бы похоже... Подмена восприятия ложным представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни уже здесь. «Как бы цвет, как бы нарисован» — «типа цвет, типа рисуем, типа готово, типа живем».
Еще одно — резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений, как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно. При этом неизбежно разовьется или страх («Вдруг не получится?»), либо наоборот, наплевательское отношение («А, все равно не получится как надо, так и так сойдет! Тяп-ляп, раз-раз — готово! А кому не нравится, тот сам дурак!»)
Кроме того, фломастер почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии. Это приводит к характерному «чирканию» линиями и «клешневому» (как клешней) жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки, а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, напряженным, судорожным усилием, что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть, также блокируя формирование тонкой моторики руки, а, значит, и мозга. (Еще в советское время было признано, что «тонкая моторика развивает процессы мышления, помогая формированию нервной системы и мозга», если кто не слышал. Потому о роли тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно).
Попробуйте писать шариковой ручкой на тонком листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи от поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно так и устроен механизм зажима руки при рисовании фломастером.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Набор 8-12 сухих акварельных красок в коробочке, в комплекте с тонкой мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
Это самые главные пыточные инструменты «урока рисования», способные полностью отбить охоту к этому занятию, показав тебе полную твою неспособность создать что-то настоящее, красивое и захватывающее, а, значит, полную твою бездарность.
«ТЫ И ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? Ты НЕ УМЕЕШЬ рисовать! А есть ведь – ХУДОЖНИКИ! ТВОРЦЫ И ТАЛАНТЫ. Вот, на стене прекрасные репродукции! Мы украсили для тебя ими кабинет! Вот Рафаэль! Вот Леонардо! Ты так сможешь?! На колени перед гениями!!! А вот там? Наши корифеи - Глазунов! Шилов! Церетели! ЧТО, о ты про него сказал? Ты вообще ничего не можешь, и знаешь, что это так! А критиковать лезешь... Ничего святого нет…» Это схема разделения общества на иерархии при помощи вручения в детстве детям непригодных — слишком взрослых или просто дрянных, — инструментов.
Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором красок и карандашей, который предлагается в школе и в садике? Альбомчик с кисточкой-мышиным хвостом и красочками в пласмассовой коробочке... Только в концлагере, наверное... Это - набор для суперпрофессионала, который умеет играть на балалайке, стоя на голове. А для учебы он непригоден. Да еще и инструкции к нему ложные дают:
— сухой лист в альбоме сразу же коробится при нанесении краски, создает неприятное ощущение. Бумага в альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает. Раскисает до дыр или задирается верхний слой. Если предварительно рисовали карандашом и еще СТИРАЛИ, то совсем худо... Готовый рисунок приклеивается к другому листу, и его потом можно только выкинуть;
— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить пружинящее сопротивление бумаги, основу поверхности: вы как-будто по воздуху скользите над бумагой. При нажиме кисточка быстро размахряется, и дети водят в результате по по бумаге железкой;
— время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости однородного цвета (Небо, вода... Они-то и есть самые красивые... Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени луга...)
Тут совсем беда: на мягкую кисточку из жестких красочных «таблеток» цвет то никак не наберешь, то, наоборот, когда краски в «таблетках» размокнут, куском попадает. И наложить его более-менее равномерно или с красивым переходом никак не удается.
А тут еще лист: или слишком сухой, и при мазке кисти остаются жесткие края, или неровно намочен, и краска ложится неравномерно, пятнами. А если перемочишь, все расплывается на соседние, уже нарисованные части рисунка.
Грязь, гадость...
Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МАТЕРИАЛЫ, ЭРЗАЦЫ.
Да еще и не просто подмена детских материалов, а эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших профессиональную школу.
Они жестки, сухи, сковывают внимание и движение, листы обычно малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости рук, краски (гуашь или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.
Они требуют при использовании знания неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной подготовки.
Если вы пришли учиться играть на пианино, и вам дают для знакомства ящик с нарисованными клавишами, в котором запечатан внутри Стенвей? Вы колотите по ящику, и что-то там красиво погромыхивает внутри… Именно так.
Только сначала вам нужно сделать все самим, не один раз, и научиться
САМИМ ПОЛУЧАТЬ ОТ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ С КРАСКАМИ УДОВОЛЬСТВИЕ.
А не заставлять его получать детей, что часто бывает: «На, милый, насладись новой методикой!»
Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ».
Для начала нужно общение с одним цветом, жидкой краской по мокрому листу (по началу даже исключительно ТОЛЬКО ОДНИМ цветом). Это не бесцельная «творческая» мазня «абстракций», как может показаться со стороны. Хотя в иных студиях, подглядев, как это делают с детьми в вальдорфских садах и школах, стали имитировать такие занятия, превратив их в полную бессмыслицу и смысловую противоположность. Для того, чтобы в этом был смысл, его должен понимать педагог – не просто давать материалы. А ЗНАТЬ, зачем он их дает, нести в себе понимание, настрой, радость от процесса общения с цветом, ИМЕТЬ ЕЕ В СЕБЕ. Остается вопрос - а если ребенок уже ПРИВЫК к БОЛЬШОМУ (и грязному) НАБОРУ красок? К гуаши? Что делать, как познакомить его с цветом? Есть возможность...
Продолжение последует
Здесь можно посмотреть, как готовится материал для занятий с КРАСКАМИ:
https://www.youtube.com/watch?v=-7DCDtGp2r4&feature=youtu.be часть 1
https://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-uQE&feature=youtu.be часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmdiw&feature=youtu.be часть 3