Центр целостного развития человека
MercurySmolensky@yandex.ru
+7 (920) 312-33-53
Смоленск, 2я Краснинская, 7/1
Статьи

Первая встреча

Не так давно я участвовала в работе Клуба сенсорной интеграции, где услышала лекцию чудесного специалиста из Чили, эрготерапевта Валерии Айзек. Она рассказывала о влиянии первого контакта матери и новорождённого младенца на развитие его интероцепции, т.е. ощущения себя, восприятие сигналов от органов, своих внутренних ощущений или, как мы это называем, чувства жизни. Эта лекция и послужила импульсом, побудившим меня обратиться к описанию колоссальных по масштабу и важности для хода всей дальнейшей жизни первых трех лет ребёнка.
Вильям Зорах «Мать и дитя»
Итак, девять месяцев развития в защитных оболочках в теле матери позади. Это отдельный космос, но описание эмбриогенеза лучше оставить врачам. Ребёночек созрел, настала пора появляться на свет. У него уже есть многие примитивные рефлексы, которые помогут освоиться в пока незнакомом мире, к этому моменту активны некоторые системы восприятия, например, слух. И ребёнок языком гормонов сообщает организму мамы, что он готов родиться. В ответ на это сообщение стенки матки начинают ритмично сокращаться, сжимаясь и расслабляясь, они дают ребёнку тактильные ощущения, ощущения границ своего тела. Обнимающие и выталкивающие движения усиливаются и учащаются, ребёнок входит в родовые пути, срабатывает врождённый рефлекс паралича при страхе (РПС), тело малыша расслабляется, что позволяет менее болезненно пройти эти «узкие врата» в мир. Это совершенно иной мир… Вместо тепла и влаги околоплодных вод – холод, яркий свет, сухое и разреженное пространство. Срабатывает рефлекс Моро, и наш отважный малыш делает первый в своей жизни вдох лёгкими, ощущая врывающийся в него внешний мир. На систему восприятий обрушивается целый каскад незнакомых и чаще неприятных ощущений, раздаётся первый крик, такой долгожданный для матери.

Вот он – решающий момент, ведь от того, какой будет эта первая встреча, зависит очень многое, влияние этого момента распространяется на всю дальнейшую жизнь. Если малыша встретили любящие руки матери, его положили к ней на живот, он чувствует её запах, слышит знакомый голос (чувство слуха формируется внутриутробно), ощущает тепло и касание её тела, вкушает первую земную пищу, тогда формируется надёжный тип эмоциональной привязанности к матери – самому важному, значимому человеку. Ребёнок чувствует себя в безопасности, и в дальнейшем формируется базовое для детей до 7 лет переживание: «Мир добр!»
А.А. Дайнека «Мать»
А если что-то пошло не так? Причины здесь могут быть самые разные: сложные роды, родовая травма, преждевременные роды, отказ от ребёнка… Если мама не рядом, тогда будет сформирован другой тип привязанности – ранняя ненадёжная привязанность, ведущая к тревожной привязанности либо к её частичной или полной деактивации. Как это влияет на взрослую жизнь? «Наблюдения показывают, - читаем мы в отчёте группы исследователей Центра Социальных и Когнитивных Нейронаук (Чили), - что ранняя ненадёжная привязанность (РНП) увеличивает тревогу, а также риск развития и сохранения насилия в партнёрских отношениях».

Когда ребёнок начинает развивать привязанность к своей маме, он делает это через своё тело: тем, что он чувствует свою маму, прикасается к ней и к нему прикасаются с нежностью, лаской, они телами находятся вместе, - и это то, что мы называем привязанностью. Исследования чилийских учёных показали: чем надёжнее привязанность к маме или другому эмоционально значимому лицу, тем выше уровень интероцептивной осознанности.
К.С.Петров-Водкин «Мать»
Что же такое интероцептивная осознанность? Это способность человека воспринимать и интерпретировать внутренние телесные ощущения. Голоден ли я или хочу пить? Я здоров или у меня что-то болит? Чувствую я себя бодрым или усталым? Хочу ли я спать? Чувствую ли я свои естественные потребности или не замечаю? Всё это вместе, в совокупности и называется интероцептивной осознанностью, а доктор Р. Штайнер называл это чувством жизни. И если я хорошо чувствую своё тело, рождается ощущение: «Я могу», дающее нам уверенность. Один из результатов здорового развития интероцепции – это как раз уверенность в себе. И важно, что дети, у которых хорошая телесная осознанность, не импульсивны, но у них есть хорошее качество – осмеливаться что-то делать. У тех, кто тревожен, связь с собственным телом ослаблена.

Мы видим, как надёжная привязанность напрямую влияет на развитие ощущения себя, рождающее уверенность, а уровень тревоги становится значительно ниже, что в свою очередь, снижает риск оказаться в отношениях, где есть насилие. Это как раз то, почему важно, чтобы у ребёнка была сформирована надёжная привязанность с мамой или значимым взрослым, который выполняет эту роль. Прикосновения, объятия, осязаемое физическое и душевное тепло взращивают в ребёнке человечность и эмпатию, способность понять и принять другого.

Есть ещё один важный аспект, связанный с интероцепцией – питание. Когда ребёнок находится на грудном вскармливании, это очень важный и положительный момент для развития чувства жизни. Позже, когда он научится есть самостоятельно, важно обращать внимание ребёнка на внешний вид блюда, нюхать его, а потом пробовать пищу, не торопясь. Так вы заложите здоровую привычку медленно и спокойно вкушать, а не заглатывать что-то на ходу и без внимания.

Мозг не интегрирует информацию, которая не имеет значения. А у детей значение завязано на эмоциональное отношение, через которое и происходит привязанность, т.е. в основе её лежит прикосновение, ведь матери не развивают связи с ребёнком на дистанции. Младенцы понимают то, что чувствуют непосредственно на их теле, т.е. любовь, выраженную в осязаемом, в прикосновениях. Это создаёт начало здоровой интеграции. Позже, когда ребёнок научится ходить и начнёт приобретать опыт, он всё время оборачивается на маму, обращая внимание на то, как она реагирует. Так ребёнок интегрирует свой опыт. И это работает только так: мы интегрируем телесный опыт внутри значимых отношений!
Лечебно-педагогическая работа