Статьи

Цель, задачи, принципы работы с детьми с ОВЗ

(из опыта работы терапевтической группы Смоленской вальдорфской школы «Созвучие»)

Мигутина С.Д., основной учитель, лечебный педагог
В этой статье речь пойдет о детях с особыми образовательными потребностями. В современном мире для обозначения этого явления нашей жизни используют разные понятия: особый ребенок, ребенок с нарушениями развития, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и другие. В статье мною тоже будут использоваться эти понятия.
Речь пойдет о воспитании и обучении, образовании детей с особыми образовательными потребностями. Это вопрос, подход к которому всегда требует от нас быть внимательными, чуткими, деятельными.
Есть то, что заинтересовало, побудило вас обратить внимание, прочитать данную статью. Вероятно, причиной этого явился поиск ответов на свои вопросы, связанный со взаимодействием с «особыми» детьми.
Эта же причина, поиск ответов на свои вопросы в работе с «такими» детьми побудила некоторых педагогов вальдорфской школы «Созвучие» в январе 2013 года впервые собраться вместе, чтобы подумать о том, как реально помочь детям, которым по тем или иным причинам трудно учиться.
С одной стороны, мы исходили из того, что учиться – это важная человеческая потребность, и возможность учиться должна быть у каждого чело-века, у каждого ребенка, с другой стороны, стояли вопросы того, как быть и что делать нам, учителям и родителям детей, которым трудно учиться, стоял вопрос в оказании простой помощи друг другу в понимании проблемы ребенка, у которого путь к успешному обучению затруднен, и понимании способов работы с ним.
Речь идет о детях с нарушениями развития, «особых» детях, которых нужно и важно воспитывать с учетом этого явления. Но нарушения могут быть сложными, а могут, в так называемой «нормальной» душевной жизни, проявляться в более легкой форме.
Наша терапевтическая группа работает с детьми, которые испытывают различные трудности в учебном процессе из-за особенностей своей мыслительной, познавательной деятельности, особенностей развития памяти, умения концентрироваться, у которых наблюдается недостаточный самоконтроль, недостаточная целенаправленность деятельности, отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, нарушения речи и другие трудности.
В связи со всем этим терапевтическая группа поставила своей целью на основе знания законов здорового развития человека помочь ребенку, у которого есть трудности, в его развитии и становлении для осуществления им своей жизненной задачи.
Каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Наблюдая за внешним обликом ребенка, за тем, как он проявляет себя в мире, мы всегда встречаемся с уникальным, отличным от другого, совершенно исключительным способом проявления его душевной жизни, действующих в нем сил. Как узнать, распознать, понять характер этой душевной деятельности? Что может приблизить нас к пониманию ребенка, его индивидуальных особенностей? Понять существо ребенка (его индивидуальное) и является одной из задач работы группы. Поэтому первым значимым шагом в решении этой задачи является наблюдение за ребенком, у которого есть трудности, в классе (в рамках урока) и в свободной деятельности, наблюдении за характерными проявлениями его трудности (нарушения) в облике, жизненных процессах, движении, моторике, жизни чувств и эмоций, поведении, мышлении, а затем совместном точном описании ребенка в рамках специальной встречи, как можно лучше, точнее представить его себе по памяти. Нередко при такой работе нами осознаются, становятся очевидными пробелы в наблюдении за ребенком, необходимость возвращения к наблюдению и заполнению возникших пробелов. Этот этап, этап наблюдения и последующего описания учит нас смотреть на ребенка более осознанно и внимательно, воспринимать его более точно, чтобы образ ребенка при такой совместной встрече предстал точным, полным, наглядным и максимально исчерпывающим. Есть еще одно важное условие этого этапа работы. Наблюдение и описание должно быть сделано со вниманием и непредвзятостью, без вынесения скорых суждений.
Конечно, образ ребенка, с которым мы в данный момент работаем, вызывает в нас определенные чувства. Поэтому на следующем этапе работы мы называем наши чувства, возникшие у нас в связи с образом ребенка. Мы говорим о своем отношении к образу через наши чувства. Осознание наших чувств дает нам внутреннее освобождение и возможность в дальнейшем не действовать из чувства, из субъективного, а максимально объективно работать с ребенком. Наша воля к честной саморефлексии – это тоже очень важное действенное условие данного этапа нашей работы с образом ребенка, у которого есть трудности, и выстраивания такой необходимой в этой работе внутренней связи с ним.
И если действительно удается максимально качественно выполнить работу во время предыдущих шагов, то на следующем этапе работы из созданного нами совместно образа начинают выступать его определенные качества, которые нам очень важно распознать, узнать и назвать в этом образе. Очень важным для нас в этом совместном обсуждении является то, чтобы внимательно выслушать каждого члена группы. В этих образах и качествах, которые звучат, с одной стороны, можно услышать их согласованность и похожесть, а с другой стороны – их разнообразие. Именно в ходе такой совместной работы образ ребенка становится более глубоким и целостным, мир этого ребенка открывается нам и говорит о ребенке, обозначая области работы и пути дальнейшего взаимодействия с ним.
Другими словами, наблюдая за внешним обликом ребенка и характером проявления его в мире, мы пытаемся понять, что скрыто за всем этим, за чем мы наблюдаем. Можно сказать, что мы, наблюдая и описывая определенные симптомы, которые проявляет конкретный ребенок, проводим диагностику и исследуем феномен его нарушения. Такая работа глубоко связывает нас с ребенком, у которого есть трудности.
Следующим после вышеописанных шагов является этап совместного поиска способов и путей взаимодействия с ребенком в связи с выступающим к нам навстречу миром самого ребенка в связи с его трудностями. Поиск способов работы по поводу ребенка для терапевтов, учителей и родителей является следующей задачей в деятельности терапевтической группы.
Какие области нашей педагогической деятельности открываются нам тогда, чтобы продолжать работу с ребенком, имеющим особенности в своем развитии?
В своей работе группа опирается на область 12-ти чувств, разработанного Р. Штайнером учения о чувствах. В рамках данной статьи невозможно широкое представление этого учения о чувствах (рис. 1).
Р. Штайнером были названы четыре нижние чувства: чувство осязания, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия. Они передают нам непосредственное переживание опыта, полученного нашим телом. Воля, как деятельность, преимущественно действует в этих четырех процессах.

Следующие четыре чувства: чувство обоняния, чувство вкуса, чувство зрения и чувство тепла – образуют среднюю группу чувств. Здесь мы имеем дело с непосредственным восприятием чувственного мира, пробуждающего в нас симпатии и антипатии. Эта область пронизана нашими непосредственными эмоциями и чувствами.

Еще одна группа чувств: чувство слуха, чувство слова, чувство мысли и чувство «Я» другого человека – это четверка высших чувств. Их называют еще познавательными чувствами, так как они определены мыслительной жизнью.

К этой области, области 12-ти чувств, наша школа не раз обращалась в своей работе с родителями на специальных встречах и родительских конференциях. Школа проводила с родителями не только вальдорфской школы, но и всеми желающими двухдневную конференцию, которая так и называлась «Как развивать родителям и учителям 12 чувств у детей: внутренние опоры в становлении ребенка». У родителей и у всех присутствующих была действительная возможность мыслительного и практического переживания того, что же это такое, область 12-ти чувств в противоположность 5-ти классическим чувствам, которые предлагает и рассматривает официальная психология.

Наполненный содержанием, живостью опыт чувств является почвой, в которой нуждается индивидуальность ребенка, тем легче для него становится процесс обучения. Чем этот опыт богаче, тем гармоничнее ребенок выходит в мир и действует в нем среди других индивидуальностей.

В связи с этим мы считаем очень важным сказать следующее. Большинство современных детей ведут малоподвижный образ жизни. С приходом в школу у таких детей возникают трудности в учебном процессе. Основной причиной этих трудностей является недостаточный опыт в развитии нижних те-лесных чувств в первые годы жизни ребенка, недостаточный двигательный опыт, связанный с непосредственным развитием воли. К сожалению, таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Поэтому в своей работе терапевтическая группа всегда учитывает телесный опыт ребенка до школы и его телесные возможности.

Следующей областью работы терапевтической группы является область 7-ми жизненных процессов (рис. 2). Точно так же, как области чувств наполняют весь организм ребенка, так и жизнь пульсирует через весь организм и выражается в 7-ми жизненных процессах. Что это за процессы? О чем идет речь? Все это вам хорошо известно. Это наше дыхание, тепловой процесс согревания, питание, процессы выделения, сохранения, роста и репродукции. От того, как работают, проходят эти процессы в организме, зависит состояние здоровья ребенка. Знать и учитывать все это очень важно для нас. И неслучайно в группе есть врачи, с тем, чтобы наблюдать и работать со всем в ребенке целостно.
С другой стороны, эти 7 жизненных процессов оживляют деятельность органов чувств, они постепенно частично трансформируются, преобразуются в такие душевные силы, как способность воспринимать, понимать, перерабатывать учебный материал, умение связываться с ним, делая его своим, умело пользоваться новыми знаниями на практике и уметь творчески применять их в жизни (рис. 3).
Существо человека, ребенка бесконечно сложно. Очень трудно воспитывать ребенка, не зная его жизненных телесных условий, не зная особенностей протекания его жизненных процессов, проявляющихся в поведении ребенка, в степени его жизненной активности, то есть, не учитывая его темперамента. На наш взгляд, одна из важнейших задач педагога состоит в действительном знании и распознавании этих 4-х типов, называемых темпераментами. Различают четыре основных типа людей: сангвинического, меланхолического, флегматического и холерического темперамента (рис. 4).
Смысл исследования нами темперамента ребенка не сводится только к тому, чтобы отнести его к какому-то определенному темпераменту. Нам важно вновь и вновь наблюдать детей, изучать особенности действующих в каждом из них сил, пытаться через все внешнее поведение ребенка, через его облик прийти к основе его темперамента. Чем осознаннее, точнее и глубже эта работа, тем сильнее наша внутренняя связь с ребенком, тем сильнее, целительнее действие на самого ребенка.

Еще одной важной сферой работы группы в связи с ребенком и особенностями его развития является область работы с полярностями (рис. 5). Что здесь имеется в виду?
Полюс головы и полюс обмена веществ и конечностей – это две противоположные системы человека, связанные между собой ритмической организацией. Нездоровье может возникнуть из-за нарушения этого уравновешенного воздействия полярностей. В своей работе с ребенком мы стремимся к рас-познаванию в процессе наблюдения, в какой из этих трех сфер (сфере головы, обмена веществ и конечностей, ритмической системе) больше всего находится, живет ребенок, и последующим действиям, связанным с приведением противоположных сил в равновесие.

В связи с этим группе открывается еще одно пространство работы с детьми, связанное с 6-ю типами конституций. Они опираются на душевные процессы, включающее в себя мышление, имеющее своей основой нервно-чувственную систему, чувства, основывающиеся на ритмической системе, и волю, опирающуюся на систему обмена веществ и конечностей.

Мы часто думаем, считаем, что нарушения развития связаны только с областью головы, мышлением. В какой-то мере это правильно. Но это нарушение в области головы влияет на весь организм, нарушает жизнь органов об-мена веществ и конечностей, процессы ритмической системы (рис. 6).
Односторонность в системе обмена веществ и конечностей позволяет нам говорить о «тяжелом» и «легком» типе конституций. В связи с односторонностью в ритмической системе различают «зажатый» и «открытый» типы душевных конституций, а неуравновешенность и односторонность в нервно-чувственной системе указывают на «навязчивый» и «забывчивый» конституциональные типы.

Для терапевтической группы важным является знание и различение этих 3-х пар конституционально-психологических типов, распознавание предрасположенности ребенка к тому или иному конституциональному типу или группе конституций, с тем, чтобы привести ребенка затем к целенаправленным терапевтическим мерам педагогического характера, связанным с уравновешиванием в нем связей между мышлением, жизнью чувств и способностью действовать (рис. 7).
Уравновешивание связей между мышлением, жизнью чувств и волей является основным лечебно-педагогическим принципом работы терапевтической группы.

По этой теме группой было проведено практическое занятие с педагогами на одной из международных педагогических конференций, посвященных вопросам инклюзивного образования, а позже и практическое занятие с родителями на одной из школьных родительских конференций. В своей работе мы всегда стремимся к укреплению, оживлению, восстановлению области жизненных сил ребенка. В них уже содержатся лечащие силы. Многие нарушения и отклонения от так называемой «нормы» у детей связаны именно со слабостью, недостатком этих жизненных сил. Поэтому нашей задачей является с помощью гармонизирующих педагогических средств всегда поддерживать и укреплять жизнеспособность ребенка. Какие бы способы работы с ребенком мы ни искали, мы всегда опираемся на силы самого ребенка.

Было бы неправильным с нашей стороны говорить обо всем этом, не имея родителей своими союзниками в этой работе. Поэтому еще одной задачей работы группы является поиск способов взаимодействия между учителями и родителями в связи с ребенком, у которого есть нарушения развития.

Ребенку, который испытывает трудности в учебном процессе, необходима поддержка, уважение его человеческого достоинства, душевное тепло. Тем взрослым людям, которые находятся рядом с ним, необходимо, прежде всего, принять ребенка таким, каков он есть. Ребенок имеет право на это. Ведь за каждым нарушением развития, за каждой трудностью скрыто его желание успешно развиваться и учиться. К индивидуальному ребенка нужно прикасаться осторожно и достойно.

Выстраивание такого взаимодействия вокруг ребенка между родителями и учителями совсем непросто, но оно возможно, если в центре рассмотрения всегда находится Ребенок.

Не всегда сразу и не всех родителей удается расположить к себе, развернуть их видение на ситуацию ребенка, видение причин его трудности, к пони-манию своего дальнейшего пути в связи с этим. Во время встречи может звучать различие взглядов на проблему, может возникнуть напряжение между участниками разговора. Но именно напряжение, которое создается различием, может привести и приводит ко взаимопониманию между друг другом и новой точке зрения относительно ребенка с его трудностями и взаимодействия с ним.

После ряда встреч общение, разговор с родителями приобретает новую окраску, обогащается взаимным пониманием, чувствуется, что внутренняя связь с ребенком у родителей становится более глубокой, прочувствованной, продуманной.

Уже в конце учебного года и перед началом следующего учебного года мы выявляем детей, которым необходима помощь, имея в виду и тех, с которыми уже идет взаимодействие, и распределяем работу с ними в течение пред-стоящего учебного года.

Первая встреча терапевтов связана с работой над образом ребенка, о которой было сказано выше.

При повторной встрече спустя неделю вместе с учителем и родителями, которые знают своего ребенка, как никто другой, мы стараемся еще глубже, внимательнее посмотреть на проблему ребенка, еще раз задать друг другу вопросы в связи с этим, терпеливо выслушать друг друга и в этом взаимодействии найти направление, путь для совместной работы с ребенком в школе и дома.

Через какое-то время (спустя 2-3 месяца) мы вновь приглашаем учителя и родителей на совместную встречу с тем, чтобы в результате наблюдений в течение всего этого времени и внутреннего сопровождения ребенка проследить и обсудить динамику изменений в нем в связи с его особенностями, наметить новые шаги, подкорректировать прежние. В такой работе важно замечать каждую мелочь, каждое незначительное на первый взгляд изменение в ребенке. Для нас очень важно развивать умение видеть мелочи, открыться навстречу им.

Такое совместное ведение, сопровождение ребенка учителями и родителями может происходить в течение нескольких лет, пока ребенок не приобретет необходимые ему силы для дальнейшего пути. Ведение и сопровождение ребенка и родителей – еще одна задача в работе нашей группы.

При такой совместной работе, таком совместном сопровождении не только мы нужны ребенку. В этом сопровождении человек с нарушениями нам тоже что-то дает. В нем есть то, чего нет у меня, чему мне во взаимодействии с ним обязательно нужно научиться, что-то приобрести. Мы одинаково нужны друг другу. Новизна такого взаимоотношения с ребенком с особыми образовательными потребностями способствует созданию нового культурного опыта взаимодействия с ним, его родителями, друг с другом.

Настоящим источником знаний, воодушевления, вдохновения, источником сил педагогов группы является Общее учение о человеке Р. Штайнера. Работать в области 3-хчленного существа человека в связи с ребенком нельзя, не развивая, не гармонизируя этого процесса в самом себе (рис. 8). Понимание этого учения возможно только через глубокое проникновение в его суть. Это всегда очень осознанный процесс, охватывающий нас всецело, целиком в области нашего мышления, наших чувств и нашей воли. Общее учение о человеке – это определенная культура мышления, которую важно и нужно педагогу всегда стремиться постичь. Это сложный, но очень необходимый для любого педагога путь. Мы должны, обязаны знать здоровое развитие человека, чтобы суметь увидеть нарушение и уметь работать с ним. Поэтому самосовершенствование и саморазвитие терапевтов и группы в целом (личное и групповое) является еще одной задачей работы группы.
В состав терапевтической группы входят педагоги школы. Среди них есть школьные врачи, лечебный педагог. Педагоги группы проводят с детьми, которые в этом нуждаются, занятия по лечебной живописи (занятия по арттерапии), занятия, связанные с лепкой, специальные лечебные индивидуальные занятия, при необходимости сопровождают его на уроках, всякий раз определяя педагогические пути работы с ним. Терапевтическая группа, работая с ребенком и его нарушениями, действует в педагогическом направлении, «врачуя», так сказать, исцеляя его, помогая ему в развитии, в обретении и укреплении своей самостоятельности в сообществе людей.

Работая в группе таким образом, как это было описано выше, мы открываем и приобретаем для себя много важного, сущностного, необходимого для работы с детьми, мы пробуждаем в себе Любовь к ребенку, развиваем способность воспитывать, обучать, помогать ему из чувства Любви к нему.
2024-04-22 22:06 Лечебно-педагогическая работа