Центр целостного развития человека
MercurySmolensky@yandex.ru
+7 (920) 312-33-53
Смоленск, 2я Краснинская, 7/1
Статьи

Формы работы лечебного педагога

«Если хочешь разрешить загадку, нужно вступить в процесс решения».

(Из кн. Э. Шеффман, Д. Шульц «Пути к другому»)

Дорогие друзья! Уважаемые родители!

Прежде, чем предложить вам формы работы по лечебной педагогике, которые будут проходить в стенах Центра в предстоящем учебном году, я считаю необходимым написать о самой лечебной педагогике, уникальной и очень необходимой в современном мире. Я хочу сделать это, исходя из опыта работы с обычными детьми, которые посещают обычную школу и учатся в обычных классах обычной школы. Среди этих детей всегда есть дети, которые в связи со своими индивидуальными особенностями испытывают большие трудности в учебном процессе. Им трудно учиться. Им трудно воспринимать учебный материал, внутренне его перерабатывать и возвращать в виде знаний и умений. А мы, взрослые, всегда ждем этого от наших детей и всегда расстраиваемся и переживаем, если это не происходит. Сам ребенок не может объяснить свои проблемы, он выражает их в том, что: не услышал, не понял, не выучил, не дотянулся, не вписался, не слушался, капризничал… Ребенок проявляет свою внутреннюю проблему таким внешним образом. Таким трудностям можно помогать с помощью лечебной педагогики. И современные дети в ней нуждаются.

Меня саму в лечебную педагогику привели дети, которые в далеком 2005 году пришли в 1 класс вальдорфской школы. Их было немного, 11 человек. Половина этих детей вела себя очень активно, они были очень активны в своем поведении. Это были нормотипичные дети. Я могла очень хорошо, добросовестно приготовиться накануне к уроку, и все это, мною приготовленное, могло на уроке мгновенно разрушиться. Я никогда не знала, когда, где и что произойдет сегодня, как поведут себя дети. Это все чрезвычайно сложно было удерживать целостно. Замечания, разговоры, увещевания, наказания не действовали, не помогали. Я понимала, что за таким внешним поведением того или иного ребенка стоят такие внутренние процессы, которые ребенок не может сам повернуть вспять, сам самостоятельно это сделать. Ему нужна помощь, тонкая, опосредованная, требующая времени и терпения со стороны взрослых. Необходим особый подход, чтобы помочь развитию у детей тех областей, где этого просто не происходит или происходит недостаточно. За внешней оболочкой есть суть, Существо ребенка, к пониманию которого мне нужно было делать шаги. Нужно было делать конкретные шаги во взаимодействии с детьми, конкретные упражнения или определенные виды работ, чтобы появились изменения.

Понимая это, в 2007 году я начала свое обучение на лечебно-педагогическом семинаре в Москве. В моей педагогической работе появились первые игры и упражнения, которые я стала использовать на уроках в работе с детьми, уделяя этому совсем небольшое количество времени, но делала это постоянно и ритмично. Появились другие формы работы и взаимодействия. Все это помогало организации детей на уроках, их последующему развитию, взрослению и становлению. В современном мире есть такое общее понятие лечебной педагогики, как системы профессиональной помощи, когда представители педагогики, психологии, дефектологии, медицины, других областей оказывают помощь «особым» людям разного возраста, которые в этом нуждаются. Целью лечебной педагогики является и всестороннее, гармоничное развитие «особого» ребенка. Я же говорю об антропософской лечебной педагогике, педагогике, в основе которой лежит духовная наука антропософия, которая является, с одной стороны, источником, а с другой, условием существования антропософской лечебной педагогики. Антропософия – это совокупность духовно-научных знаний. Это не только духовная наука, но и путь познания ребенка, человека. Не религиозное течение, не мистификация, а наука, которая имеет в своей основе практику: вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропософская медицина, биодинамическое сельское хозяйство, фармацевтика, социальная работа, искусства арттерапии и музыкальной терапии.

Антропософия – это особая культура мышления. Отправной точкой всей лечебно-педагогической деятельности является «Лечебно-педагогический курс», написанный Р.Штайнером в 1924 году. Но и раньше, до этого года были места, где оказывалась помощь и осуществлялся уход за «особыми» детьми, людьми на основе антропософского понимания человека. Это то, что не только всегда непросто, сложно понимать. Но обэтом непросто, сложно и говорить, и писать. В вальдорфских школах, в частности, в Смоленской вальдорфской школе педагогами и самими родителями создаются, преподаются и поддерживаются такие формы, которые, действительно, не всегда легко понять. Но при более близком контакте, знакомстве, встрече можно почувствовать, что речь идет не о какой-то жесткой системе, не о шаблонных действиях, которые заданы, а речь идет о живом процессе поиска действий, о действительном процессе реализации идеалов, идеи целостного и гармоничного развития человека.

Понятие «лечебная педагогика» состоит из двух слов.

«Лечебная», слово, относящееся к сфере медицины, и «педагогика» - к сфере педагогики.

Лечебная педагогика – это наука о воспитании, образовании иобучении, предназначенная для излечения кого-то.

В словаре синонимов Николая Абрамова синонимами слова

«лечебный» являются «целебный», «целительный»,

«лекарственный», «пользительный», живительный»,

«животворный».

Таким образом, лечебная педагогика – это целебная,

целительная, живительная, животворная, пользительная,

лекарственная педагогика, наука о воспитании, образовании и

обучении.

А если мы обратимся к этимологии этих слов, то слово

«лечебный» произошло от ст.- слав. «лечьба», от «лек» (лекарь), а

«педагогика» - от греч. слова, что буквально означает

«детовождение», «детоведение» (в Др. Греции это был раб,

наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы).

Лечебная педагогика- это лечебное детоведение, помощь детям,

находящимся в каком-то особенном положении, это процесс

пробуждения внимания к ребенку, это помощь ребенку

педагогическими средствами, которые постепенно его

«излечивают».

Говоря о лечебно-педагогических занятиях с детьми, мы всегда

имеем на практике дело с конкретным ребенком, с определенными

симптомами, которые внешне проявляются в поведении, речи,

самоконтроле, погружении в себя и др., а за внешним проявлением

стоит внутренняя суть (об этом было сказано выше), из-за чего все

это происходит. Путь разрешения этой загадки – путь диалога с

ребенком, путь установления с ним отношений. Тогда само

Существо ребенка ведет нас к его пониманию. Путь к пониманию

ребенка диалогический и единственно верный и настоящий.

Внимательное наблюдение внешних симптомов, глубокое

размышление причин такого проявления ребенком себя,

формулирование лечебно-педагогического диагноза и подбор

упражнений, видов работ, особенностей подхода для

взаимодействия с ребенком, родителями, учителями.

Каждый ребенок индивидуален. Это целые миры каждого

ребенка. Это ценностно и очень интересно. Целью лечебной

педагогики является на основе знания законов здорового развития

человека, а это и есть антропософия, духовная наука, помочь

ребенку, у которого есть трудности, в его развитии и становлении

для того, чтобы он смог осуществить свою жизненную задачу. Для

него очень важно состояться в обществе, исходя из своих

индивидуальных особенностей, чувствовать себя нужным и

важным для общества.

После диагностики и подбора видов деятельности, упражнений –

ресурсно-ориентированное сопровождение. Какие бы виды работ

мы не подобрали, мы всегда стремимся при этом к укреплению,

оживлению, восстановлению области жизненных сил ребенка. И

тогда в них уже содержатся лечащие силы. Многие нарушения как-

раз и связаны со слабостью, недостатком этих жизненных сил.

Педагогические средства не должны оставить ребенка без сил, они

должны поддержать и укрепить его жизнеспособность!

Антропософия, духовная наука – это не только источник знаний,

это источник сил, воодушевления, вдохновения. Это «не только

изучать, регистрировать, исследовать и познавать» симптомы того

или иного состояния ребенка, а это еще и импульс воли и мой, и

ребенка, процесс, направленный на исцеление. Импульс должен

лежать в основе лечебной педагогики и быть у лечебного педагога.

Так же, как у представителя любой специальности, работающего

с детьми, нуждающимися в такой помощи (логопеда, психолога,

нейропсихолога, дефектолога, социального работника), есть свои

области знаний, которые они охватывают в своей работе, у

лечебного педагога тоже есть своя область практических знаний.

Лечебная педагогика – это практическое искусство, за которым

стоит практическое знание.

Мы всегда открыты к взаимообогащению знаниями и

взаимодействию. Мы всегда будем рады видеть вас на обширных

мероприятиях, лекциях, мастер-классах, на практической работе,

которую проводит Центр. Возможно, у нас откроются целые

области для совместных исследований. Моей целью было

рассказать о лечебной педагогике в общих чертах. В отдельные

вопросы нужно погружаться отдельно.

Лечебная педагогика представлена во многих странах мира и

несет живительный импульс новой культуры отношений между

людьми разного возраста.
Лечебно-педагогическая работа