«Если хочешь разрешить загадку, нужно вступить в процесс решения».
(Из кн. Э. Шеффман, Д. Шульц «Пути к другому»)
Дорогие друзья! Уважаемые родители!
Прежде, чем предложить вам формы работы по лечебной педагогике, которые будут проходить в стенах Центра в предстоящем учебном году, я считаю необходимым написать о самой лечебной педагогике, уникальной и очень необходимой в современном мире. Я хочу сделать это, исходя из опыта работы с обычными детьми, которые посещают обычную школу и учатся в обычных классах обычной школы. Среди этих детей всегда есть дети, которые в связи со своими индивидуальными особенностями испытывают большие трудности в учебном процессе. Им трудно учиться. Им трудно воспринимать учебный материал, внутренне его перерабатывать и возвращать в виде знаний и умений. А мы, взрослые, всегда ждем этого от наших детей и всегда расстраиваемся и переживаем, если это не происходит. Сам ребенок не может объяснить свои проблемы, он выражает их в том, что: не услышал, не понял, не выучил, не дотянулся, не вписался, не слушался, капризничал… Ребенок проявляет свою внутреннюю проблему таким внешним образом. Таким трудностям можно помогать с помощью лечебной педагогики. И современные дети в ней нуждаются.
Меня саму в лечебную педагогику привели дети, которые в далеком 2005 году пришли в 1 класс вальдорфской школы. Их было немного, 11 человек. Половина этих детей вела себя очень активно, они были очень активны в своем поведении. Это были нормотипичные дети. Я могла очень хорошо, добросовестно приготовиться накануне к уроку, и все это, мною приготовленное, могло на уроке мгновенно разрушиться. Я никогда не знала, когда, где и что произойдет сегодня, как поведут себя дети. Это все чрезвычайно сложно было удерживать целостно. Замечания, разговоры, увещевания, наказания не действовали, не помогали. Я понимала, что за таким внешним поведением того или иного ребенка стоят такие внутренние процессы, которые ребенок не может сам повернуть вспять, сам самостоятельно это сделать. Ему нужна помощь, тонкая, опосредованная, требующая времени и терпения со стороны взрослых. Необходим особый подход, чтобы помочь развитию у детей тех областей, где этого просто не происходит или происходит недостаточно. За внешней оболочкой есть суть, Существо ребенка, к пониманию которого мне нужно было делать шаги. Нужно было делать конкретные шаги во взаимодействии с детьми, конкретные упражнения или определенные виды работ, чтобы появились изменения.
Понимая это, в 2007 году я начала свое обучение на лечебно-педагогическом семинаре в Москве. В моей педагогической работе появились первые игры и упражнения, которые я стала использовать на уроках в работе с детьми, уделяя этому совсем небольшое количество времени, но делала это постоянно и ритмично. Появились другие формы работы и взаимодействия. Все это помогало организации детей на уроках, их последующему развитию, взрослению и становлению. В современном мире есть такое общее понятие лечебной педагогики, как системы профессиональной помощи, когда представители педагогики, психологии, дефектологии, медицины, других областей оказывают помощь «особым» людям разного возраста, которые в этом нуждаются. Целью лечебной педагогики является и всестороннее, гармоничное развитие «особого» ребенка. Я же говорю об антропософской лечебной педагогике, педагогике, в основе которой лежит духовная наука антропософия, которая является, с одной стороны, источником, а с другой, условием существования антропософской лечебной педагогики. Антропософия – это совокупность духовно-научных знаний. Это не только духовная наука, но и путь познания ребенка, человека. Не религиозное течение, не мистификация, а наука, которая имеет в своей основе практику: вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропософская медицина, биодинамическое сельское хозяйство, фармацевтика, социальная работа, искусства арттерапии и музыкальной терапии.
Антропософия – это особая культура мышления. Отправной точкой всей лечебно-педагогической деятельности является «Лечебно-педагогический курс», написанный Р.Штайнером в 1924 году. Но и раньше, до этого года были места, где оказывалась помощь и осуществлялся уход за «особыми» детьми, людьми на основе антропософского понимания человека. Это то, что не только всегда непросто, сложно понимать. Но обэтом непросто, сложно и говорить, и писать. В вальдорфских школах, в частности, в Смоленской вальдорфской школе педагогами и самими родителями создаются, преподаются и поддерживаются такие формы, которые, действительно, не всегда легко понять. Но при более близком контакте, знакомстве, встрече можно почувствовать, что речь идет не о какой-то жесткой системе, не о шаблонных действиях, которые заданы, а речь идет о живом процессе поиска действий, о действительном процессе реализации идеалов, идеи целостного и гармоничного развития человека.
Понятие «лечебная педагогика» состоит из двух слов.
«Лечебная», слово, относящееся к сфере медицины, и «педагогика» - к сфере педагогики.
Лечебная педагогика – это наука о воспитании, образовании иобучении, предназначенная для излечения кого-то.
В словаре синонимов Николая Абрамова синонимами слова
«лечебный» являются «целебный», «целительный»,
«лекарственный», «пользительный», живительный»,
«животворный».
Таким образом, лечебная педагогика – это целебная,