Центр целостного развития человека
MercurySmolensky@yandex.ru
+7 (920) 312-33-53
Смоленск, 2я Краснинская, 7/1
Статьи

Роль телесных упражнений, ботмеровской гимнастики и геометрии в развитии чувств

Мигутина С. Д., Арещенко С. Ю., Кунчукина Н. В.

«Потеря чувств – это потеря мира. Забота о чувствах означает приближение к миру и преобразование мира. Чувства могут привести нас к смыслу мира и собственной жизни или отвлечь от этого. Чувства принадлежат миру так же, как и нам самим. Они находятся посередине. Участие в мире не задано заранее. Каждый должен его сам испробовать и сам выбрать»

Антон Кимпфлер

Маленький ребенок, созерцая что-либо в окружающем мире, "погружается" в этот процесс всеми своими чувствами, почти отрешившись от мира и окружающих. В этот момент он получает свой чувственный опыт, интенсивно и активно чувствует мир. Он видит, слышит, воспринимает его. Ребенок всегда находится в центре окружающего его мира. Он активен в своем восприятии. Чувства ребенка истинны, их невозможно обмануть. Они схватывают то, что воспринимают, таким, каким оно есть.

Официальная психология, рассматривая систему чувств человека, имеет в виду пять классических чувств. В 1921 году Р. Штайнер расширил общепринятую систему чувств, различив 12 чувств (рис.1).
В преподавании, воспитании, терапии в вальдорфской школе такое рассмотрение чувств имеет большое значение. Развитию и укреплению каждого чувства, или группе чувств, в определенном возрасте отводится особая роль и особое место. Это способствует затем их дальнейшему преобразованию, целью которого является развитие личности ребенка и его индивидуальное становление в окружающем мире.

Одна группа чувств – это чувства "восприятия себя", собственного тела. Это чувства телесной организации. С их помощью мы воспринимаем собственное тело. Их называют нижними (телесными) чувствами.

Другая группа чувств – это душевные чувства. Они направлены вовне и воспринимают то, что приходит к нам из окружающего мира. Третья группа чувств – это те чувства, которые проявляются в социальных отношениях, имеют особое значение в человеческой коммуникации. Их называют верхними (духовными) чувствами.

Большинство современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это относится не только к школьникам, но и маленьким детям. Родителям очень удобно, они приветствуют то, что дети чем-то заняты и молча сидят перед телевизором, компьютером, планшетом, думая, что это их развивает. Как велико бывает разочарование родителей, когда с приходом в школу у таких детей возникают трудности в учебном процессе. К сожалению, таких детей с каждым годом становится все больше и больше. В связи с этим воз-растает роль телесных упражнений в младших классах вальдорфской школы и упражнений ботмеровской гимнастики в средней и старшей школе, которые, в свою очередь, являются основой для развития мыслительных способностей на протяжении всего обучения в школе.

Вначале обратим внимание на нижние (телесные) чувства. Их еще называют базовыми чувствами. Развитие этих чувств является своего рода фундаментом для последующего развития всех остальных чувств. Кто имел опыт строительства дома, тот знает, сколько труда, времени, терпения стоит закладка фундамента. На этом этапе строительства нельзя спешить, нельзя быть небрежным, иначе фундамент не сможет выдержать дом. На стенах дома появятся трещины, и ничего нельзя будет поправить. Фундамент нельзя исправить или отремонтировать, если на нем уже выстроен дом. Таким фундаментом в воспитании является ощущение тела. Оно состоит из опыта. Что это за опыт? Это опыт переживания и формирования телесных чувств осязания, движения, жизни и равновесия.

Работу по строительству этого фундамента, работу по развитию телесных чувств маленький ребенок начинает еще до школы. Он делает это в процессе своей естественной активной деятельности, совершенно не задумываясь об этом. Но как важно нам, взрослым, находящимся рядом с ребенком, обращать внимание на этот процесс, как важно иметь пробужденное и сознательное к этому отношение.

Чтобы способствовать развитию телесных чувств у детей, можно открывать и развивать, обновлять эти чувства и взрослым людям. Помочь этому могут несложные упражнения.

Упражнение №1.

Партнерам встать лицом друг к другу. Один из них, положив обе руки на голову другого, начинает с двух сторон медленно двигать руками по кон-туру (границе) тела другого человека, таким образом, обхватывая его тело от макушки головы до пальцев стоп.

Затем нужно встать позади человека и сделать такой же обхват тела от головы до пяток. Опять встать лицом к человеку и сделать обхват двумя руками от плеча правой руки человека, стоящего напротив, потом левой и опять правой.

В зависимости от индивидуальных особенностей стоящего напротив человека такой обхват может быть сильным и жестким, а может быть слабым и поверхностным.

Вследствие такого обхвата и прикосновений мы переживаем границы собственного тела. Мы переживаем нашу собственную границу и собственную идентификацию, переживаем самих себя, осознаем свою телесную родину. Это упражнение помогает нам сконцентрироваться. Возможно, для кого-то важно многочисленное переживание такого опыта, постоянное его обновление.

Упражнение №2

Встать напротив друг друга, выставить руки ладонями вперед и осторожно соприкоснуться ими с ладонями другого человека. Затем немного отвести ладони назад и опять прикоснуться к ладоням человека, стоящего напротив. Тот делает то же самое.

Затем правая ладонь руки уверенно надавливает на левую ладонь стоящего напротив, и тот движет ею назад, поддаваясь этому давлению и этой уверенности. Затем эти же движения делать левой ладонью. Движения правой и левой рук стоящие напротив люди делают одновременно, попеременно двигая вперед или назад то левой, то правой рукой ладонью к ладони.

Третий этап этого упражнения состоит в том, чтобы всем уверенно встать ногами на пол и, соприкасаясь ладонями с ладонями другого, надавливая на них, прилагая усилие, вывести в ходе этой борьбы стоящего напротив из равновесия.

В ходе этого упражнения мы вновь переживаем границы собственного тела, но уже с помощью некоего столкновения, активного соприкосновения с другим человеком. Переживание своих границ мы постоянно обновляем, особенно, если соприкасаемся и сталкиваемся с разными людьми. У нас появляется опыт постижения не только границ собственного тела, но и границ других людей. Мы никогда не познаем свои собственные границы без столкновения, соприкосновения с границами другого. Эта граница есть кожа как поверхность нашего тела. Кожа – граница нашего тела.

Упражнение №3

Одному человеку встать спиной к другому. Начертить на спине формы, буквы, цифры, знаки, картинки. Узнать их. Затем поменяться местами.

Таким образом, человек получает отчетливое, понятное, сильное ощущение спины. Делает он это с помощью осязания. Только осязание может познакомить нас с собственной кожей, с собственными границами.

Человек, который в результате многочисленных прикосновений получил хороший опыт и хорошо знает границы собственного тела, знает также и границы другого человека. Тот, у кого границы собственного тела сформированы слабо, слабо переживает границы другого человека. Работая в школе, мы нередко встречаемся с детьми, которые не соблюдают границ в общении со сверстниками и взрослыми. И одна из причин этого в том, что у них слабо сформированы границы собственного тела. Осязание как телесное чувство очень важно для детей со слабой концентрацией внимания, агрессивным, неуверенным, боязливым детям, детям, не соблюдающим дистанцию. Взрослым, находящимся рядом с детьми, важно также понимать, какой тактильный (осязательный) опыт нужен, или возможен в работе с каждым ребенком. Кому-то нужно сильное переживание тактильных ощущений, а с кем-то нужно действовать очень и очень осторожно. «Нет ничего более интимного, чем прикосновение».

Вышеописанное касалось развития такого телесного чувства, как осязание, и важности работы с ним, его развития. Но, чтобы получить активный осязательный опыт, важно и нужно много двигаться. И, если тактильный опыт мы получаем на поверхности нашего тела, то восприятие движения собственного тела мы получаем в его глубине мышцами, сухожилиями и су-ставами (нужно сдавливание и растягивание мышц, сухожилий и области су-ставов).

Упражнение №4

Нужно с партнером сесть или встать друг напротив друга, поло-жить одну руку на руку партнера и одновременно, но с разной силой надавливать на чужую руку. Можно попробовать делать это ритмически.

Таким образом, мы воспринимаем собственные движения и позу в процессе давления на мышцы, сухожилия и суставы.

Упражнение №5

Потом можно взяться за руки так, чтобы можно было тянуть друг другу руку, или обе руки.

В процессе этого упражнения мы тянем мышцы, сухожилия и суставы и также получаем опыт собственного движения.

Упражнение №6

Нужно встать и закрыть глаза. Потом, вытянув руку вперед, отвести ее вправо-влево. Потом с закрытыми глазами начертить в воздухе круг или какую-то другую форму.

Мы все это ощущаем. У нас есть чувство движения собственного тела и позы. Мы всегда воспринимаем собственные движения. Мы всегда знаем, как мы сидим или стоим. Мы всегда знаем положение наших конечностей.

Несомненно, каждый из нас, выполнив утром какое-либо упражнение или движение, замечал пробуждение не только тела, но и внутреннее пробуждение, появление интереса, внутренней активности, пробуждение внимания. И именно это очень важно для успешного обучения детей в школе. В вальдорфской школе каждый основной урок и многие предметные уроки, особенно в младших классах, начинаются с активной и подвижной ритмической части. Одной из задач которой и является пробудить и упорядочить движения детей, способствовать затем активной и успешной работе детей на уроке, способности максимально выразить себя через движение, речь, живопись, рисунок, письмо, музыку, танец, жесты и др. А это тоже есть движения. «Наличие телесного опыта, который всегда связан с движением, способствует развитию интеллектуальности».

Упражнение №7

Для его выполнения нужно несколько человек. Они встают в круг. В се-редину круга выходит человек с медными палочками в руках. Он будет их раздавать тем, кто стоит по кругу. Эти палочки будут нужны для выполнения упражнения. Стоящий в середине берет по одной медной палочке, держит ее вертикально посередине и бросает стоящему напротив так, чтобы тот ее поймал. Тот, кто ловит, старается поймать ее, схватив посередине и сохранив вертикаль палочки.

Если внимательно прислушаться к собственному телу, то можно ощутить, что все тело, даже голова и нос, участвуют в этом движении. Какое бы даже самое маленькое движение мы не сделали, в нем участвует все тело.

Для развития чувства движения, способности двигаться детям, особенно маленького возраста, нужен большой двигательный опыт. Именно благо-даря такому большому двигательному опыту ребенок овладевает прямо-хождением, учится подвижности, ловкости, выражению себя, учится подстраиванию, вписыванию собственных движений к движениям других, способности согласовывать свои движения с движениями других людей. А для этого важно, чтобы ребенок много бегал, прыгал, скакал, висел держась руками или ногами за перекладину, кувыркался, вертелся, двигал конечностями, тянул, ловил и т. д.

Нам хорошо знакомы «проблемные» дети, легковозбудимые, ощущающие себя очень остро, постоянно использующие скорость. Было бы совсем неправильным посадить таких детей и не дать им двигаться, наказав их таким образом. Для таких детей важна постоянная терапия базовых (телесных) ощущений, чтобы происходило постепенное постоянное улучшение. Такая работа, тщательная и последовательная, необходима и в работе с детьми, у которых есть трудности в умении свободно двигаться.

Теперь рассмотрим следующее очень важное базовое чувство – это чувство жизни.

Упражнение №8

Подвижная игра «Третий лишний».

Играющие встают парами по кругу лицом в круг. Один из пары находится впереди, а другой – сзади. Выбираются двое водящих. Они занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий встает впереди любой пары. Тогда тот, кто стоит сзади, оказывается «третьим лишним» и убегает от того, кто ловит. Если догоняющий коснулся убегающего, то они меняются местами.

Разновидностью игры может быть то, что «третий лишний» должен не убегать, а догонять другого водящего.

Эта игра, как и другие подвижные игры, никого не оставляет равнодушным. Даже взрослые, играя в нее, оживляются, смеются, становятся активными. Игра дарит много положительных эмоций и дает заряд бодрости.

Мы всегда знаем, как мы себя чувствуем, устали ли, голодны ли, сил стало больше, или меньше, чрезмерная ли нагрузка для тела, или надо отдохнуть. Благодаря нашему чувству жизни мы всегда знаем это. Мы знаем это именно благодаря тому, что ощущаем все перечисленное выше внутри своего тела. Это показатели нашего телесного состояния, нашего самочувствия. Мы всегда ощущаем свое хорошее самочувствие. В то же время благодаря опыту мы хорошо ощущаем границы наших возможностей. И, если мы совершаем какие-то действия, дела и выдерживаем это, мы понимаем, что способны это сделать и знаем тогда, что справимся с этим и в следующий раз. Но, может быть, мы поймем, что нагрузку нужно уменьшить. Наше самочувствие (чувство жизни) дает нам меру и ориентир.

Ребенку важно получать опыт хорошего самочувствия и отклонения от него. Вследствие этого у него появится свой опыт «я могу», или «я не могу», а затем он учится постепенно, шаг за шагом выдерживать все большую нагрузку или нехватку чего-либо. Ребенок, испробовав, на что он способен, познает себя и точно знает, что может осуществить. Маленький ребенок не может делать это сам. Важно, чтобы в приобретении такого опыта ему помогали взрослые. Дети должны иметь опыт многое делать самостоятельно, помогать в практических делах, поднимать, передвигать, преодолевать и т. д. Взрослым важно понимать, ощущать количество сил у ребенка. Есть дети, у которых достаточно много жизненных сил, способных на многое, а есть дети, у которых их недостаточно. Но, тем не менее, дети должны постоянно выполнять посильные для них и их возраста задачи.

Рассмотрим еще одно телесное чувство – чувство равновесия. Это чувство наряду с другими сообщает, говорит нам, как мы двигаемся, быстро или медленно, вперед или назад, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси, либо мы не двигаемся вообще.

Упражнение №9

Трехчастный шаг. Правая нога немного позади левой «на шаг». Начинаем движение тела вперед, переносим его тяжесть на левую ногу. Медленно отрываем мысок правой ноги от пола, медленно несем правую стопу, выносим ее вперед, спокойно и медленно касаемся мыском пола и, постепенно ставя всю стопу на пол, касаемся его пяткой. В то время, когда правый мысок стопы коснулся пола, медленно отрываем пятку левой ноги от пола. Затем, когда мы полностью поставили правую стопу на пол, мысок левой ноги мы медленно отрываем от пола, медленно несем левую стопу, выносим ее вперед, вниз и касаемся мыском левой стопы пола, постепенно ставя всю стопу на пол. Когда мы коснулись левым мыском пола, медленно отрываем пятку правой стопы, и движение повторяется.

Усилить переживание этого шага помогают стихотворение и ритмическое движение в точном соответствии с ритмом речи:

Земля, я чую тебя, (шаг)

Легко касаюсь тебя, (шаг)

Терпи человечью стопу, (шаг)

Почувствуй привет любви. (шаг)

Несешь ты каждый мой шаг, (шаг)

Берешь мой груз на себя, (шаг)

Даришь мне родину здесь, (шаг)

Земля, спасибо тебе! (шаг)

Выполняя это упражнение, и медленно двигаясь в соответствии с ритмом, сразу замечаешь, как трудно сохранять в таком шаге равновесие. Все наше внимание и сознание обращено на движение ног и удержание равновесия. Идя обычным шагом, мы совсем не замечаем того, что постоянно упражняемся в равновесии, постоянном удержании нашего тела в вертикаль-ном положении. Мы не замечаем этого потому, что при обычном шаге хорошо умеем это делать. Мы замечаем и хорошо переживаем свое чувство равновесия во время гололедицы. Мы движемся, внимательно ставя ноги на скользкую поверхность, постоянно балансируя, как канатоходцы. Мы все действительно немного канатоходцы, потому что каждую секунду нам приходится балансировать, совершая свой шаг.

Упражнение №10

Положим медную палочку на голову так, чтобы она не падала и сохраняла равновесие при движении. А затем, медленно двигаясь в соответствии с ритмом стихотворения, выполним предыдущее упражнение в трехчастном шаге.

Наша ситуация равновесия изменилась. Мы хорошо чувствуем пространство внизу и вверху, а также направление движения в пространстве – вперед.

Упражнение №11

Выполняя предыдущее упражнение, изменим направление движения во второй части и медленное движение трехчастного шага в соответствии с ритмом стихотворения выполним, двигаясь спиной вперед.

Наша ситуация равновесия опять изменилась, так как к переживанию пространства «верх-низ» присоединилось переживание пространства «вперед-назад». Мы замечаем также замедление или ускорение своего движения. Мы воспринимаем все это с помощью нашего чувства равновесия и реагируем на это другими движениями нашего тела в пространстве, в том числе и вправо-влево, или реагируем изменениями мышечного напряжения. В повседневной жизни мы реагируем на все эти изменения, как правило, неосознанно.

Развивать свое чувство равновесия и чувство равновесия ребенка возможно только при движении. Маленький ребенок, самостоятельно двигаясь, переворачиваясь, поднимая голову, поднимаясь на ноги, учится равновесию. Когда он уже умеет ходить, этот процесс продолжается, потому что каждый шаг требует нового уравновешивания тела, так как при каждом шаге равновесие теряется и его нужно вновь восстанавливать. Когда ребенок уже уверенно ходит, ему важно забираться куда-нибудь наверх, вскарабкаться куда-то, залезть на что-либо. Для развития чувства равновесия это просто необходимо. В современном мире человеку не хватает движений. Поэтому так важно давать ребенку возможность кататься с горки, прыгать, качаться на качелях, лазать, кружиться на карусели. Научившись все это хорошо делать, ребенок приобретает хорошее чувство равновесия, а также уверенность в себе и чувство надежности. Дети, которые чувствуют себя неуверенно в этой области, пасуют перед трудностями, перед новыми ситуациями, боятся и избегают всего нового и неизвестного. Хорошее чувство равновесия дает детям способность сохранять равновесие не только в пространстве, но и по отношению ко всему им воспринимаемому, воспринимать нечто, не теряя при этом себя.

Таким образом, хорошо видно, что те личные умения и качества, которые потребуются ребенку позднее в жизни и в работе, закладываются в течение первых лет детства, в начальной школе. Конечно, нужно продолжать развивать их и в последующие годы.

С приходом ребёнка в среднюю школу продолжается работа с его телом. Когда фундамент уже заложен, можно приступать к строительству стен, которые сформируют внутреннее пространство для жизни в этом доме - внутреннее пространство, середину, центр, где будут развиваться чувства.

Упражнения ботмеровской гимнастики в средней школе способствуют, помогают здоровому, правильному протеканию этих процессов, корректируют и направляют их.

При выполнении упражнений ботмеровской гимнастики ребёнок учится ощущать своё тело сам и сопровождать свои движения собственным вниманием, осознавать свой опорно-двигательный аппарат.

Рассмотрим упражнения ботмеровской гимнастики, описание которых можно посмотреть в книге Альхайдис фон Ботмер «Ботмеровская гимнастика».

Упражнение 1. Игра между тяжестью и лёгкостью (с 11 лет)

Задачами этого упражнения являются: переживание ритмического начала и лёгкости в теле, а также радости движения; установка собственного ритма, согласование темпа своих движений с дыханием – как своим, так и тех, с кем совместно выполняется упражнение; формирование умения внутренне удерживать собственный ритм на фоне другого ритма извне (выполнение упражнения каноном); выработка координации движений рук и ног, которая сообщает телу и душе ловкость и подвижность; приведение тяжести и лёгкости в равновесие.

У детей при правильном развитии эти силы приходят в равновесие к 11 годам, но в современном мире далеко не у всех детей это происходит. С началом пубертата начинает преобладать сила тяжести. К старшей школе положение сил должно опять прийти в равновесие.

Итак, задачей упражнения является приведение в равновесие, гармоничное соотношение сил тяжести и лёгкости. У взрослых в силу различных обстоятельств это равновесие может нарушаться, так как различные ситуации порой «выбивают из равновесия». И каждый раз его нужно восстанавливать. Выстраивая равновесие двух сил, человек обретает своё душевное равновесие, которое даёт ему возможность гармонично действовать, выстраивать отношения с окружением.

Упражнение 2. Треугольник (с 12 лет)

На примере работы с детьми можно увидеть, какие трудности испытывает человек, выполняя это упражнение.

Если человек приземляется после прыжка, ставя ноги слишком близко, друг к другу, то можно предположить, что у него преобладают силы лёгкости. Крайним проявлением этого может быть «витание в облаках», трудности в решении обычных житейских вопросов, оторванность от жизни, частое пребывание в мечтах без их реализации.

Если человек при выполнении этого упражнения ставит ноги слишком широко, то можно предположить, что у него есть тенденция к преобладанию сил тяжести в теле. В крайнем случае, как следствие, это может приводить к
слишком сильному погружению в проблему, к состоянию подавленности, к депрессии, что тоже затрудняет выход из создавшихся ситуаций.

Когда в результате сознательной работы при выполнении этого упражнения человеку удаётся найти свою «золотую середину» встречи этих сил тяжести и лёгкости, то можно увидеть в положении его ног равносторонний треугольник.

Для проверки правильности собственного чувства меры можно использовать гимнастическую деревянную палку, которой измеряют стороны получившихся треугольников вверху и внизу и корректируют положение рук и ног.

И если тяжесть и лёгкость пришли в равновесие, тогда человек в упражнении «Треугольник» может пережить середину, как некий центр; точку, где гармонично встречаются эти две силы; центр, который потом служит ориентиром, своего рода индикатором правильности, различения добра и зла, истины и лжи и т. п. И это помогает потом должным образом принимать решения и действовать в жизненных ситуациях (рис. 3).
Отсутствие сформированности этого центра лишает человека в дальнейшей жизни способности переживать и правильно оценивать свои и чужие поступки и принимать верные решения.

Когда человеком найден собственный центр, только тогда у него появляется возможность развить и расширить своё внутреннее пространство. Именно в нём формируются, живут и развиваются наши средние чувства.

Правильному здоровому протеканию этого процесса помогает следующее упражнение ботмеровской гимнастики - «Запертый треугольник».

Упражнение 3. Запертый треугольник

Если в предыдущем упражнении («Треугольник») силы тяжести и лёгкости только встречаются и обозначают место встречи как точку, центр, середину, то в этом упражнении («Запертый треугольник») силы тяжести и лёгкости пронизывают друг друга, формируя из точки внутреннее пространство (рис.4).
Здесь тоже важно гармоничное взаимодействие этих сил, их гармоничное взаимопроникновение.

Все вышеописанные упражнения ботмеровской гимнастики наряду с другими упражнениями средней школы направлены на формирование внутреннего душевного пространства и гармоничное здоровое развитие чувств.

Дальнейшим шагом в развитии человека является всё больший выход его в окружающий мир и действие в нём.

Следующие упражнения помогает протеканию этого процесса.

Упражнение 4. Растущая высота

Упражнение содействует пониманию эволюционного развития человека. В нём создаётся вертикаль прямостояния. Выполняя это упражнение, человек переживает, какие анатомические предпосылки необходимы, чтобы человек мог выпрямиться. Осознаёт, что такое человеческая осанка. Что он теряет, если не заботится о своей осанке? Какое отношение осанка имеет к свободе?

Если предыдущее упражнение было связано с вертикалью, то следующее упражнение связано с преобразованием пространства в горизонтальной плоскости.

Упражнение 5. Растущая широта

Выполняя это упражнение, человек расширяет собственные границы, а вследствие этого расширяет и окружающее пространство, в котором он действует.

Это упражнение содержит в себе важную метаморфозу волевого преобразования внешнего во внутреннее, а затем отдача преобразованного внутреннего во внешнее.

Расширяя себя в пространстве по вертикали и горизонтали, собственный центр человека не даёт ему потеряться в пространстве. Этот центр находится внутри него в точке пересечения вертикали и горизонтали, образующих таким образом «крест», как внутреннюю опору человека, как стержень, который удерживает его индивидуальность, а силы пространства окружают, окутывая её (рис5).
Упражнение 6. Вращение вокруг наклонной оси

В этом упражнении вертикаль и горизонталь (крест строения фигуры человека) одновременно и расширяются, и движутся относительно друг друга.

Человек учится, приобретает опыт расширения собственных границ и опыт действия во всех направлениях трёхмерного пространства (рис.6).
Когда найдено внутреннее равновесие и сформировано внутреннее пространство, и когда человек уже выходит в мир и взаимодействует с ним, важно научиться здоровым образом выстраивать гармоничные взаимосвязи с другими людьми, созидать и преображать мир.

В старшей школе помочь этому процессу может следующее упражнение.

Упражнение 7. Равновесие в круге

В ходе этого упражнения собственное равновесие человека помогает найти равновесие в отношениях с другими людьми. В равновесии круга важна роль каждого человека. И если хоть один человек в кругу теряет равновесие, то весь круг тоже теряет его, и люди падают.

Важно, чтобы каждый не только держал собственное равновесие, но и чувствовал при этом равновесие всего круга. «Я держу весь круг, благодаря тому, что чувствую равновесие всего круга. И весь круг держит меня, чувствуя мое равновесие. Исходя из собственного равновесия, мы вместе создаём наше общее равновесие».

Если в средней школе было важно найти собственное равновесие и сформировать собственное внутреннее пространство, то в старшей школе важно найти общее равновесие во взаимодействии друг с другом и сформировать единое общее пространство, сообщество, для которого ценна каждая индивидуальность, а для каждой индивидуальности ценно совместно созданное сообщество.

«Целительно лишь то, когда в твоей душе как в зеркале родится всё общество, а в обществе живёт вся мощь твоей души» (Р. Штайнер).

А теперь мы приступаем к рассмотрению высших чувств и их взаимосвязи с базовыми телесными чувствами, и это рассмотрение не является простым. Мы будем говорить о чувстве слуха, чувстве речи, чувстве мысли, чувстве Я другого человека.

Рассматривая базовые телесные чувства, мы говорили о важности развития в ребёнке до семи лет чувства равновесия. Примечательно, что орган равновесия расположен во внутреннем ухе человека. С помощью этого органа мы связываемся с землёй, учимся находить собственное равновесие в окружающем нас трёхмерном пространстве (рис.7).
Если у ребёнка хорошо развито чувство телесного равновесия, то он может легко устанавливать внутреннее равновесие, что позволяет ему научиться прислушиваться, слышать и различать. Это возможно, если тело человека хорошо развито, и только тогда мы можем легко его «отпустить», слушая. Мы тем лучше слышим, чем более расслаблено сидим на стуле. Проще говоря: не используя орган равновесия, мы делаем его резонансным для слушания. Таким образом, «принося в жертву» телесное равновесие, мы развиваем чувство слуха, умение слышать, и это возможно только тогда, когда чувство телесного равновесия достаточно развито.

Далее посмотрим на связь чувства слова и чувства движения. Входя в класс, например, и слыша приветствия и другие реплики учеников и коллег, мы слышим голос человека, значение слов и стоящую за ними эмоциональную окраску, эмоциональное движение речи. Чувство речи (слова) означает, что мы слышим слова (речь), замечаем, что кто-то говорит на определённом языке. Именно это чувство является чувством общения, чувством контакта.

С другой стороны, настоящей тайной является, как маленький ребёнок учится понимать значение слов, понимать то, что говорит взрослый, и не менее загадочным является, как и в результате чего ребёнок учится произносить звуки, соединять их в слова и целые предложения. Он упражняется в этом действии бесконечно, подражая взрослому человеку, подобно тому, как ребёнок шаг за шагом учится прямохождению.

Здесь тоже не требуется ничего иного, кроме восприятия речи от других людей и возможности применить воспринятое во взаимодействии, то есть возможности говорить. Именно благодаря языку возникают образы, без которых в старшей школе невозможно перейти к формированию собственных познаний и собственных суждений. Образы имеют логику, которая связана иногда с одним единственным словом, значением, понятием. Прийти к этому единственному слову (понятию) возможно только удерживая движение речи. Слово в речи подобно шагу в прямохождении. Обратить внимание на один единственный шаг можно, только останавливаясь. Здесь чувство движения так же приносит себя в жертву ради чувства слова.

Пойдём дальше и попробуем понять, как чувство жизни связано с чувством мысли.

Говоря вначале о телесных чувствах, мы говорили о чувстве жизни, с помощью которого мы ощущаем собственное состояние. Чувство представления (мысли) противоположно чувству жизни, воспринимая своё собственное тело, свою конституцию мы ощущаем себя в действительности, но входя в мир идей, мы оказываемся совершенно в иной области. Для старшеклассников является характерным пребывание в своей телесности. Тем важнее направить их внимание от собственной телесности в мир идей, взаимосвязей, то есть направить взор молодых людей в окружающий мир, к другим людям и их мыслям. В мире идей мы связаны друг с другом через общечеловеческое. Чувство мысли работает с чувством жизни таким образом, что оно его не использует. Чувство жизни приносит себя в жертву ради развития чувства мысли.

Связь телесных чувств с высшими чувствами состоит в том, что если ребёнок хорошо развит телесно, то он будет способен «оставить» телесные чувства для того, чтобы перейти в другую область сознания. Если телесные чувства развиты недостаточно, то ребёнок не сможет «пренебречь» телом, чтобы свободно слышать, понимать и взаимодействовать с окружающими, и он всё время будет обращён к себе. Теперь становится понятным, почему так важно должное телесное развитие ребёнка до семи лет.

В заключение мы хотим предложить упражнение по геометрии. Суть упражнения состоит в доказательстве теоремы Евклида (рис.8).
Как увидеть, что оба прямоугольника, на которые высота делит квадрат гипотенузы, в точности равны квадратам катетов? Попробуйте преобразовать прямоугольники в квадраты с сохранением площади на каждом шаге (Для правого прямоугольника это продемонстрировано на рисунках 9,10,11.).
Выполняя это упражнение самостоятельно, у вас будет возможность попробовать пережить и осознать проявление у себя своих высших чувств, при выполнении которого у вас есть возможность понять и пережить всё вышеописанное в этой статье в своём глубочайшем взаимодействии.

Список литературы:

  1. Ауэр, В.М. Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп / В.М. Ауэр. – К.: Наири, 2012. – 144 с.
  2. Бюхи, П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм / П. Бюхи. – К.: Наири, 2009. – 116 с.
  3. Штейнер, Р. Антропология и педагогика / Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1997. – 128 с.
  4. Слезак-Шиндлер, К. Искусство речи в школьном возрасте / К. Слезак-Шиндлер. – М.: Парсифаль, 1997. – 288 с.
  5. Соесман, А. Двенадцать чувств / А. Соесман. – Издательство «Деметра», 2013. – 254 с.
  6. Бараваль, А. Геометрия 7-8 класс / А. Бараваль. – М.: Издательство Центра вальдорфской педагогики, 1999. – 192 с.
  7. Ботмер, А. Ботмеровская гимнастика. Педагогические и терапевтические возможности применения / А. Ботмер. – М., 2012. 134 с.
  8. Штейнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. / Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1996. – 176 с.
Лечебно-педагогическая работа