Статьи

В начале было слово…

Дорогие друзья, добро пожаловать в Мастерскую слова!

Мастерская слова — это пространство, в котором Речь выступает как живое существо, способное мыслить, чувствовать, творить. Здесь она действует как полноправный участник работы с художественными текстами признанных Мастеров слова. Мы не просто читаем, обсуждаем и пишем тексты, мы наблюдаем за тем, как сама Речь участвует в этом творческом процессе!

В Мастерской слова мы работаем с художественным словом, как с ключом, открывающим наши души. Мы учимся чувствовать художественное слово, как живое существо, и развиваем в себе с его помощью те аспекты своего собственного существа, которые помогают нам взаимодействовать с миром искренне и глубоко, воспринимать мир честно, правдиво, проникая в самую суть вещей. И, конечно, мы учимся выражать себя, свои мысли, свои чувства красиво. С позиций Истинной красоты и из живых переживаний жизни, а не шаблонов и клише.

Если вы вглядывались в мир, «в котором солнце светит, в котором звезды блещут, в котором камни спят, живые травы прорастают, и звери чуткие живут» (изречение перед началом урока в вальдорфской школе) хотя бы раз, вы, конечно, заметили, что в мире все находится в постоянном взаимодействии друг с другом. И в этом взаимодействии скрыта вся красота и гармония Мира.

Человек не может жить без Прекрасного – «и человек в своей душе дает жилище Духу» (из того же изречения). Без искусства, творчества, осознанного созидания он превращается в представителя животного мира. Но человек наделен способностью создавать и воспринимать Искусство. Именно для того, чтобы оставаться, а точнее, становиться человеком.

Еще человек наделен Речью. Не способностью издавать звуки, а именно речью. Которая по сути своей тоже есть искусство. Как Музыка. Они похожи между собой в своей сути. Нот всего 7, а какое бесконечное множество мелодий они рождают? Так и букв - не так много, но они складываются в слова, а слова в выражения, выражения в предложения и так далее. И если в полученном тексте присутствует Смысл, несущий в себе истинную Красоту и Гармонию, а не только некую информацию, то это – Искусство.

В этом «буквосложении», описанном выше, чувствуется, что действуют определенные законы (как и в музыке), которые превращают этот процесс в творчество, в результате чего рождается не какофония звуков, а нечто радующее слух, душу, разум. При этом у разных народов язык отличается, хотя немецкие собаки лают точно так же, как и русские… И у этого тоже есть определенные основания.

Давайте поразмышляем, почему животные не умеют говорить? Что им «мешает»? Или чего им недостает, чтобы говорить? Сочинять стихи? Петь? Ведь у многих животных есть возможность издавать членораздельные звуки, они могут имитировать речь человека. Почему же они сами не могут создавать речь?

Давайте попробуем разобраться, как возникает речь у человека. И почему она не возникает у животного.

Современная наука официально признает, что человек имеет не только физическую природу. Уже сам факт того, что человек способен к творчеству, искусству, подтверждает наличие еще каких-то аспектов в человеческом существе нематериального происхождения. Ведь животный мир живет без творчества и не вымирает как вид. Для чего человеку искусство было жизненно необходимо во все времена? Ведь оно не имеет практической необходимости для выживания. Наоборот, оно требует невероятных энергетических и практических затрат, которые не обоснованы ничем физическим. Для чего человек каменного века уходил глубоко в недра земли, в пещеры и рисовал на их сводах потрясающих стилизованных животных (это было еще задолго до появления первых общин и совместных поселений, в палеолите – около 20-15 000 лет до нашей эры)? В этот период речь человека еще не была оформлена и совершенна. И эти рисунки были для древнего человека единственно возможным способом выразить то, как он чувствовал, воспринимал мир и себя в нем. Постепенно с развитием сознания менялись и способы выражения человека. И, конечно, развивалась речь.

Итак, каким образом речь рождается в человеке?

Для начала предлагаю признать факт, что речь возникает и может звучать осмысленно только в определенном приборе, устроенном специальным образом, который мы называем «человеческое тело». Ребенок начинает овладевать речью не сразу при рождении, а в определенном возрасте, связанным с первым осознанием в себе «Я». Я приходит в сознание и побуждает ребенка говорить. Высвобождает из него речь. Почему речь «высвобождается» - об этом будет сказано ниже.

А пока предположим, что физическое тело человека — это инструмент, благодаря которому в физическом мире нечто нематериальное, невидимое (кто видел этого «Я»?) может быть проявлено и даже способно созидать. Кто-то, кто не имеет физического воплощения, но имеет необходимость в этом физическом мире Действовать. Не могу не применить здесь аналогию с древнерусским словом «глаголить» - говорить. Глагол – действие. Говорить -действовать. И, конечно, первые строки Евангелия от Иоанна заставляют нас задуматься о том, с чего было начато сотворение мира: «В начале было слово и слово было у Бога…» Именно слово было первым действием Творца по отношению к физическому миру, еще не проявленному, но уже существующему как Идея. И именно Слово запускает процесс воплощения этой Идеи Творца.

Можно предположить, что именно с этой задачей и был когда-то создан человек, как некий инструмент, способный творить на земле, воплощать божественный замысел, по образу и подобию своего Создателя. И он был наделен особенными возможностями, которые отсутствуют у других живых существ на планете.

Давайте попробуем разобраться, какими.

У животных тоже есть тело и душа, как и у нас. Когда душа покидает тело, тело перестает функционировать, умирает и быстро разрушается. Душа оживляет материальную оболочку, сам по себе мир материи «неживой». Есть что-то, что наполняет его жизнью. Не углубляясь в терминологию, можем сказать, что над физической оболочкой живого существа, есть еще какая-то, которая наполняет ее жизненной силой. Назовем ее эфирной. Эфирное тело – жизненное тело. Эфир не воспринимается в материальном мире внешними органами чувств, но он ощущается внутренними. И часто мы, когда болеем или устаем, чувствуем, как силы нас покидают. Животные тоже это чувствуют. Этим же телом мы испытываем чувство сытости и голода. Это низшие чувства живых существ, связанные с программой выживания в физическом мире. Они, как правило, бессознательны и обусловлены инстинктами. У эфирного тела, правда, есть еще одна задача, которой оно связывается со следующей оболочкой человеческого существа, которая отвечает уже за чувства и эмоции и у человека, и у животного. Это тело «души» - астральное тело, которым живые существа переживают различные душевные состояния. Ведь Вы не будете утверждать, что мы любим или симпатизируем рукой, расстраиваемся ногой, а пугаемся животом? В тело эти импульсы приходят уже потом, спускаясь из астрального, через эфирное в физическое, но зарождаются в душевном.

На этом этапе человек от животного отличается тем, что он способен осмыслять свои чувства. Он способен к рефлексии.

И это связано еще с одним телом, которое присутствует только у человека. И вот оно, собственно, в результате своей деятельности и высвобождает из человека Речь. Такая формулировка выбрана неспроста. Именно высвобождает, а не привносит извне, как у животных, когда они подражают звукам и речи человека. Речь человека высвобождается из него под действием Духа, который нисходит в его существо через четвертое высшее тело, «духовное», назовем его телом Я.

Речь высвобождается и становится самостоятельным духовным (так как рождается под действием Духа) существом в материальном мире, но нематериальной природы. По сути – как и Искусство. Ведь оно, благодаря человеку, имеет возможность воплощать духовные импульсы в формы физического мира: то, что можно потрогать, увидеть, услышать; они одухотворяют жизнь в мире материи, наполняют его Смыслами. Если речь человека наполнена духовным (творческим) смыслом, то она созидательна, а следовательно, - тоже искусство, и процесс ее рождения и жизни протекает по художественным законам.

Если рассматривать процесс высвобождения Речи из человеческого существа буквально, то это выглядит так: Речь скрыта в глубинах душевного тела и под воздействием на него Я (духовного тела) она выходит во внешний мир. Более того, человек испытывает исконную потребность выражать себя посредством художественной речи. Чем Я-тело более развито, пробуждено, тем сознательнее, красивее, гармоничнее Речь человека. У великих Мастеров слова она воистину становится Искусством. Получается, что Речь, как творческий инструмент человека, изначально скрыта в глубинах его души. Но, чтобы высвободить ее и начать ею пользоваться не только функционально, утилитарно, а в высшем человеческом значении, нужно развивать свое Я-тело, ту оболочку, которая напрямую связывается и принимает импульсы из духовного мира.

Взаимодействие всех аспектов (тел) человеческого существа происходит ритмически, постоянно, бессознательно для нас. И речь, конечно, выходит из нас практически автоматически. В повседневной речи звуки рождаются в нас бессознательно, как симптомы реакции нашей души на воздействие внешнего мира. Но если мы хотим сохранить художественный, творческий аспект речи, то мы должны поднимать это бессознательное в сознание, пробуждая наше Я-тело. Давайте проследим, что происходило с существом Речи в процессе эволюции человечества.

В древние времена, когда человек еще не был так индивидуализирован, отделен от природы, был максимально связан с окружающим его миром, люди жили бессознательно, подчиняя свою жизнь законам и силам природы. Эти законы и силы, как известно, находятся в постоянном ритмическом взаимодействии. И человек тоже. Ритм года, суток, планетарных взаимодействий обуславливал образ жизни и мысли человека. Люди были вписаны в этот единый ритм бытия бессознательно.

И речь древних людей, соответственно, это отражала. Рудольф Штайнер в своей книге «Художественная речь и Драматическое искусство» рассматривает такой пример на эту тему. В современном языке на первом месте стоит смысл. Мы выражаем мысль так: «Он шел и спотыкался». По сути, все понятно – действие и последствия выражены в полной мере, ничего добавлять нет необходимости. Но в древности люди выражали эту мысль так: «Он шел и спотыкался о коряги и камни» (если речь шла конкретно о спотыкании о коряги и камни). Давайте попробуем «пройти» (физически) эти два предложения. И почувствовать ритмичность передаваемого действия на себе. Где ритм больше проявлен? Из чего это ощущение ритма возникло? Из реального переживания «спотыкания о коряги и камни». Люди жили среди коряг и камней и передавали в мир с помощью речи свое реальное переживание мира, который их окружал. Древние люди буквально говорили то, что чувствовали, и проживали это в теле так, как оно есть. Речь была связана с жизнью непосредственно.

Еще интересный пример из той же книги. В современном языке (даже в художественном) мы встречаем вот такие формулировки, когда хотят что-то подчеркнуть: «Корабль идет ко дну не только с людьми, но и с теми, кого, может быть, не очень-то приятно видеть на корабле, - с мышами». Но если исходить из изначального импульса речи, тогда говорят так: «ко дну пошли и муж и мышь» (здесь перевод с нем.). В чем разница, давайте попробуем почувствовать ритмически. Прохлопаем в ладоши ритм обоих фраз. Из этого эксперимента мы можем сказать, что во втором варианте мы дышим в речи, а в первом задыхаемся. А дыхание – это процесс, который напрямую связан с жизнью. Мы живы, пока можем свободно дышать. Тогда напрашивается вывод: если из речи уходит дыхание, то речь умирает. Даже если она формально звучит, но в ней нет дыхания, она становится набором застывших слов. Порой красивых, но не живых. Как в царстве Снежной королевы слово ВЕЧНОСТЬ из ледяных кристаллов.

Так через речь мы утрачиваем истинное переживание мира в себе, подменяя его на наши абстрактные представления о нем. Человек все более и более обособляется от природы с одной стороны. Но и в область духовного он не поднимается в должной мере. В результате словно зависает между небом и землей, в области своих абстракций, рефлексий или мыслеформ, которые порождаются умом, часто даже не своим, и уж точно не собственным переживанием жизни (в материальном мире) и не безусловной связью человеческого сознания с Истиной (в духовном мире). И это не может не отражаться в речи. Речь утрачивает этот первоначальный импульс – отражать мир так, как мы его воспринимаем. Как это делают художники, рисуя картины. Художественное уходит из повседневной жизни человека, замещаясь на интеллектуальное, которое, как известно, в практическом понимании связи непосредственно с жизнью не имеет. Это происходит потому, что практичный научный ум вытесняет истинные чувства из жизни человека, не видя в них функциональной необходимости. Художественность, как рудимент, уходит из нашей жизни. В современной общеобразовательной начальной школе детей максимально отрывают от живого мира, погружая их в абстрактные понятия, правила и формулировки в то время, как именно мир является естественным инструментом развития детского существа во всех его аспектах. Добавьте к такому «интеллектуальному» образованию цифровой гаджет с искусственным миром на экране, набитый информацией, но не жизнью, и получите смертельный яд, парализующий нежную формирующуюся душу ребенка. Ведь это очевидная иллюзия, что, рассматривая на экране апельсин, можно познать апельсин. Только взаимодействуя с внешним миром, ребенок учится осмыслять то, что он воспринимает в мире, и выражать это в речи.

Речь в педагогике всегда была одним из главных воспитательных инструментов, но что воспитывает речь, утратившая этот художественный аспект, о котором говорилось выше? Именно поэтому, начиная с конца 19 века, когда человечество вступило в эру научного прогресса и технологий, и к настоящему моменту мы получили то, что можно назвать «омертвлением» речи, которая продолжает порождать «омертвление» души, уводя ее только в область интеллектуального, купируя связь с жизнью, миром. Человек перестал непосредственно проживать свою жизнь, он ее «продумывает». По сути, современный человек - заложник мира абстракций и концепций, связи с реальным миром у него не осталось. А соответственно, и способности воспринимать реальность объективно и неискаженно, такой как она есть, а не как мы ее промыслили, опираясь на научные факты, чужие представления, мнения, концепции и тп. Современный человек имеет свое мнение обо все на свете, даже никогда не сталкиваясь с ним в реальности, достаточно только погуглить…

Что же можно делать для того, чтобы эту естественную связь с миром не утратить, а если утратили, то восстановить?

Прежде всего, вернуть человеку необходимость в прекрасном. В Художественном. Вернуть элемент художественного во все сферы человеческого бытия. Но, конечно, не слепым украшательством цветными картинками и цветочками в вазочках наших домов, причастными и деепричастными оборотами, метафорами нашу речь, синтетической музыкой в наушниках в наших ушах и виртуальными экскурсиями по лучшим музеям мира. А живым взаимодействием с окружающим нас миром. И прежде всего ритмически. Живое переживание ритма года, со сменой красок за окном и в душе, живое переживание цвета, звука, формы (в том числе и в ручном труде, творческих занятиях) и, конечно, наблюдение и переживание произведений искусства, творческого наследия истинных Мастеров Живописи, Музыки, Литературы в оригинале: картины смотреть в галереях, музыку слушать в живом исполнении инструментов, литературу читать в книгах (в идеале в печатном варианте, т.к цифровое пространство создает реальный барьер между нашими воспринимающими органами и источником).

В Мастерской слова для пробуждения в нас импульса живой Речи и развития способности ощущать ее как живое существо мы работаем с проживанием различных звуков речи, постигаем их индивидуальный импульс и то, как они образуют слова. Речь - чувствующее существо и наблюдательное, она очень точно выражает и то, что чувствует душа внутри человека, и с чем сталкивается во внешнем мире. И очень точно выражает это. Задача современного человека — научиться эту речь понимать. А затем научиться использовать ею таким образом, чтобы через речь душа росла и развивалась, училась познавать в полной мере себя и другую душу, и внешний мир. И тогда не только человек становится инструментом речи для проявления ее в физическом мире. Но и речь - инструментом развития человека. Р. Штайнер называет речь инструментом мышления человека. Человек мыслит с помощью речи. Коротко описать этот процесс можно так.

Мышление человека происходит на трех уровнях души:

  1. Первый уровень: Душа Ощущающая воспринимает нечто из внешнего мира.
  2. Второй уровень: Душа Рассудочная начинает задавать вопросы к тому, что было воспринято, рассуждать об этом, анализировать.
  3. Третий уровень: Душа Сознательная, переработав воспринятое и осмысленное, рождает ответы, создает собственное Знание. Этот третий уровень является непосредственно творческим. Именно на этом уровне и рождается Искусство.

Благодаря такому взаимодействию с речью Вы совершенно по-новому начнете читать художественную литературу, которая во все времена, от своего зарождения в Древнем мире, была и остается важнейшим инструментом развития и воспитания Человека в человеке.

В этом живом процессе развития своей Речи, я прошу вас не бояться практики, не бояться ошибок в ваших практических работах - ни стилистических, ни орфографических. Пишите и говорите, как чувствуете. Но следите за чистотой восприятия и воспроизведения. Бойтесь не ошибок, а мертвого, шаблонного языка, увязнувшего в искусственных правилах, в красивых оборотах и словесных орнаментах, но лишенного живого переживания сути передаваемого. Будем вместе учиться оживлять в нас нашу речь, оживляя нашу душу и пробуждая наше сознание.

С уважением и вдохновением,

Евгения Захарова.
2024-04-22 20:16 Мастерская слова