Терехова Е. И., МБОУ СОШ №2 г. Смоленска
«Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, все что угодно – в самой глубине души автопортрет». Туве Янссон
За последние 20 лет образ жизни людей сильно изменился, и этот факт, прежде всего, отражается на жизни детей. Все больше появляются в жизни средства, которые выступают посредниками в общении. Гаджеты лишают нас возможности общаться полноценно, мы можем получить преживание через мышление, но наша душевная жизнь все больше и больше скрывается под покров. Человек же существо социальное, и необходимость живого общения очень ценна, прежде всего, чтобы он мог быть гармоничным в самом себе. Но есть еще один источник, через который человек может встретиться со своими индивидуальными проявлениями — это искусство.
В современном мире тема индивидуальности очень актуальна. Рассматривая это понятие, мы чаще всего имеем в виду какое-то необычное творческое самовыражение человека. Конечно же, это самовыражение во многом зависит от воспитания, времени и места проживания, социального положения и того необычного ценного проявления, которое мы определяем, как харизма, если это индивидуальное доведено до одаренности. В каждом человеке есть это «творческое начало». И проявления этого «начала» в простом – в художественном, которое сопровождает нас всю жизнь. Мы можем не замечать этого, но оно во всем. Художественное – это гармония отношений чего бы то ни было. И в восприятии этого участвует наша целостная внутренняя организация.
Арттерапия – терапия искусством, средство, которое максимально соответствует, характеру души, в которой живут все наши чувства. Арттерапия – это особый язык, на котором говорит наша душа, поэтому первое, на что хочется обратить внимание – это то, как понять этот язык?
Для встречи с человеком, помимо беседы проводится 3 свободных работы, в которых арттерапевт ничего не предлагает и не направляет в деятельности, а лишь предоставляет возможность выбрать различные материалы для работы (уголь, краски, пастель, карандаши, восковые мелки, глина или воск). Выполнив работу, ребёнок или взрослый, по желанию, может рассказать или ничего не говорить по её поводу. Важно отметить, что главным является не то, каков результат, а то какой первый цвет и последующий выбирает человек. С какого места на листе начинает, сколько по времени работает, как движется его рука, нажимает на карандаш и многое другое. Эти наблюдения нельзя интерпретировать по отдельности, охват целостности восприятия, создает единый образ человека, его внутреннее движение — это задача арттерапевта. Терапия начинает выстраиваться уже с третьего свободного рисунка, в котором уже проявляются освобожденные созидательные силы, где видна тенденция движения и средства для нахождения внутренней гармонии. Часто, это несколько курсов последовательных работ. Соответственно возрасту ведется совместная беседа на понимание того, что происходит. Терапевтичным может быть:
— рисование одним цветом,
— сочетание двух или нескольких цветов,
— в технике «мокрым по мокрому» (рисование по влажному листу бумаги). Такой подход, например, может помочь человеку, следовать за краской в своих чувствах и легче открываться миру.
— Это может быть и рисование форм, где через трансформацию замкнутого круга можно подойти к открытой форме,
— последовательное рисование этапов прорастания растения, ведет к открытому навстречу миру, венчику цветка,
— работа с глиной активизирует процессы воли действия, где через динамичное, можно подойти к статичной форме и далее найти срединное положение – силуэт, жест. Учиться языку форм, это еще и возможность укреплять силы мышления и концентрации внимания.
И еще множество способов и методов содержит в себе этот «диалог в искусстве».
Терапия изобразительным искусством – это процесс активного включения рисующего в художественную деятельность, посредством которой его душа вступает в творческое взаимодействие с окружением. Это процесс пробуждения сил, противодействующих причинам заболеваний и приводящих к внутреннему равновесию. В процессе занятий мы побуждаем человека к внутренней активности, к собственной созидательной деятельности через укрепление душевных сил. При этом живопись остается живописью, и личность сама ищет путь раскрытия и развития. Важно открыть человеку возможность видеть и понимать красоту, и даже создавать ее собственными руками. Это оживляет нашу душу, возвращает интерес и уважение к миру, восхищение миром. Кто не приобрел – помогает приобрести это. Кто это пропустил – может это получить в любом возрасте. И тогда опять появится мотивация, интерес к миру помогут соединиться с нашими намерениями, тогда мы опять наполнимся радостью и будем выполнять наши жизненные задачи, а ребенок сможет соединиться с тем началом в себе, которое и формирует в нем эту личность. Взрослый человек или подросток может приходить на занятия уже с личным побуждением или вопросом, желанием измениться, и тогда совместная работа превращается в сотворчество.
«Творчество действительно требует от художника «гибели всерьез» в самом трагичном смысле сказанного. Предназначенность искусства не в том, как это часто полагают, чтобы внушать мысли, заражать идеями, служить примером. Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделав ее способной обратиться к добру».
Андрей Арсеньевич Тарковский

Автор: Терехова Елена Ивановна
подробнее об авторе