Основная задача — оздоровление эмоционально-чувствительной сферы через переживание цвета и формы.
Арттерапия – терапия искусством, средство, которое максимально со-ответствует характеру души, в которой живут все наши чувства.
Арттерапия – это особый язык, на котором говорит наша душа, поэтому возможности выразить, понять и развить в себе новое возможно через различные методы, средства и взаимодействия с человеком.
Искусство является самым распространенным методом, способствующим развитию. Оно не только обучает, но и меняет, и излечивает человека на самом глубинном уровне. Влияние работы с искусством выходит далеко за рамки психологии. Творческие процессы исходят из нашей жизненной энергии, которая наполняет нас физической и эмоциональной силой. Жизненная энергия — это не всегда осознаваемая энергия, которая поддерживает наше здоровье. В работе с искусством она обновляется, омолаживая нас. Она дела-ет человека творческим и созидательным.
Индивидуальный почерк в подходе к искусству вырабатывается со временем. Проблема не в сложности самого занятия искусством, а в трудно-сти человека различать нюансы цвета, формы, черного и белого, компози-ции. Вся наша жизнь состоит сплошь из нюансов, не бывает ситуаций только черных или только белых. Необходимо, чтобы человек видел эти нюансы в цвете, не погружался в одну краску, а впоследствии видел жиз-ненные нюансы, не «застревая» в своих чувствах. Так развивается душевная подвижность.
Программа мастерской арттерапии
Для встречи, помимо беседы, чаще всего, проводится 1-3 свободных работы, в которых арттерапевт ничего не предлагает и не направляет в деятельности человека, а лишь предоставляет возможность выбрать различные материалы для работы и свободно выразить желаемое.
Преобразование начинает выстраиваться уже с третьего свободного рисунка, в котором уже проявляются освобожденные созидательные силы, где видна тенденция движения и средства для нахождения внутренней гармонии. Часто, это несколько курсов последовательных работ.
Варианты курсов арттерапии:
1. Одно занятие в течение 30-45 мин.
Один рисунок, выполненный любыми художественными материалами. Задача такой работы – осознать и выявить тенденции и возможные направления развития творческих способностей человека.
2. Три занятия по 30-45 минут
Выполнение 3-х свободных работ любыми художественными материалами. Задача этой работы найти целительные, ресурсные тенденции человека.
3. Курс работ 7-11 занятий по 45-60 мин + 3 свободные работы.
Задача этого курса:
· трансформация душевных переживаний,
· проработка отношений и выработка новых душевных способностей (внимание, концентрация, подвижность, разнообразие, спонтанность и многие другие).
4. Периодические курсы 2-4 раза в год, по 7-15 занятий + 3 свободные работы.
Задача такой периодической работы :
— трансформация волевых качеств человека,
— его событийного плана жизни,
проработка отношений,
— раскрытие творческого потенциала,
— смена качества и расширение профессиональной деятельности.
Работа происходит в группе, но процесс арттерапии идет по индивидуальной программе, согласно выбранному курсу.
Возрастные группы:
7-11 лет- 1-5 (максимум) человек
12-18 лет-1-5-7 (максимум) человек
Взрослые: 1-7 человек
Возможные темы и виды работ:
- Работа с переживанием чистого цвета.
- Переживание оттенков цвета по 7-ми жизненным процессам.
- Рисование «Радуги души».
- Копирование картин с трансформацией.
- Рисование природных стихий.
- Рисование процесса развития растения, исходя из качеств цвета.
- Рисование деревьев (жест и характер).
- Рисование животных (жест и характер).
- Цвет, как выражение чувств.
- Техники 7 видов рисования:
· Рисование с натуры
· Геометрическое рисование
· Черно-белое рисование
· Рисование форм
· Рисование пастелью
· Динамическое рисование
· Штрих-рисование - Работа с биографией через переживание цвета и формы.
- Послойная живопись.
Темы и виды работ могут быть выбраны и выработаны согласно индивидуальному процессу.
Занятие состоит из нескольких этапов:
- Встреча.
- Обсуждение предстоящей работы.
- Подготовка материалов и места для выполнения работы.
- Процесс исполнения работы.
- Обсуждение процесса и возможное планирование следующей работы.
Расходные материалы:
- Папка для живописи (листы для рисования).
- Кисточки разных размеров.
- Баночки для воды.
- Губка для смачивания листа.
- Уголь, краски, пастель, сангина, карандаши, восковые мелки, глина, воск, шерсть.

мастер: Елена Ивановна Терехова
вальдорфский учитель, врач, арттерапевт, биографический консультант, учитель биологии и химии, преподаватель Дошкольного вальдорфского семинара, Международного периодического семинара для вальдорфских учителей, Лечебно-педагогического семинара им. Иты Вегман.